пятница, 24 сентября 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Бюджет-2014 прошёл «нулевое» чтение

01 ноября 2013

31 октября в рамках депутатских слушаний состоялось предварительное рассмотрение законопроекта «Об областном бюджете Ленинградской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», так называемое «нулевое» чтение. Депутаты оценили основные параметры бюджета, высказали свои вопросы и замечания.

Участие в мероприятии приняли первый вице-губернатор Ленинградской области Константин Патраев, руководители комитетов областного правительства и органов местного самоуправления, представители общественности. Заседание открыл председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Ленинградской области по бюджету и налогам Николай Пустотин, который напомнил, что областной парламент начал работу по рассмотрению проекта бюджета-2014 в соответствии с утвержденным графиком.

О формировании бюджета на трехлетнюю перспективу доложил вице-губернатор - председатель комитета финансов Роман Марков. Говоря о прогнозных параметрах социально-экономического развития на 2014-2016 годы, которые легли в основу формирования бюджета, он отметил, что темп роста по валовому региональному продукту заложен в размере 10,3% (в 2014 году он составит 757,8 млрд. руб., в 2016-м - 937,6 млрд. руб.), индекс потребительских цен ожидается на уровне 106,3% к предыдущему периоду, фонд заработной платы вырастет на 11,3% (в том числе с учетом «майских» указов Президента и повышения зарплаты в социальной сфере), по другим параметрам - также положительная динамика. Роман Марков отметил тенденцию снижения финансирования из средств федерального бюджета, что требует более тщательного планирования расходов и доходов региональной казны.

Особенностью бюджета Ленобласти на 2014 год является его формирование на основе государственных программ по аналогии с федеральным бюджетом: более 90% расходов расписано по шестнадцати госпрограммам, которые уже приняты правительством, вместе с тем, добавил вице-губернатор, при необходимости возможна их корректировка в течение двух месяцев после принятия бюджета.

Предлагаются следующие параметры областной казны: доходы на 2014 год запланированы на уровне 67,452 млрд. руб. (рост на 5,5%), расходы - 76,592 млрд. руб. (рост на 2,1%). Дефицит в 2014 году составит 9,14 млрд. рублей (14,4% при максимальном объеме в 15%) с постепенным снижением до 10,2% в 2016 году. Значительная доля дефицита объясняется расходными обязательствами региона.

Отметим, что в первом чтении парламентарии утверждают основные параметры бюджета (объем доходов, расходов, дефицит или профицит), во втором - ведомственную структуру доходов, госпрограммы, инвестиционную составляющую, в третьем - документ принимается в целом.

Несмотря на передачу 80% по упрощенной системе налогообложения и 10% по акцизам на муниципальный уровень, прогнозируется увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет: в 2014 году - на 5,8%, в 2016-м - на 8,4%. По налогу на прибыль в 2013 году отмечено снижение по консолидированной группе налогоплательщиков на 4,6%, что связано с падением прибыли нефтяных компаний, по остальным категориям налогоплательщиков имеется значительный рост. По налогам на доходы физических лиц и на имущество ожидается повышение.

Опасения вызывает объем государственного долга: в 2014 году он составит 21,982 млрд. руб., расходы на его обслуживание - 970 млн. руб.; к 2016-му - госдолг может вырасти до 31,470 млрд. руб., а расходы по нему - до 2,178 млрд. руб.

Как и в прошлые годы, бюджет будет социально направленным: расходы на социально-культурную сферу составят 44,356 млрд. руб. (57,9%). Впрочем, увеличение расходов на социальное обеспечение будет не таким значительным, как в текущем году, и согласно прогнозам составит 1,9%. В приоритете - исполнение принятых расходных обязательств (41,2 млрд. руб.), в том числе: 16 млрд. руб. пойдет на заработную плату «бюджетников» (при этом средняя заработная плата в регионе составит в 2014 году 32 850 руб., зарплата учителей будет равна этой величине, врачей - превысит ее, а работников культуры - составит 24 309 руб.), 9 млрд. руб. - на исполнение указов и «дорожных карт», более 1,5 млрд. руб. - на ликвидацию очередей в детские сады, около 1.4 млрд. руб. - на расселение ветхого и аварийного жилья, 225 млн. руб. - на создание инженерной инфраструктуры на земельных участках для многодетных семей, свыше 500 млн. руб. - на создание центров предоставления госуслуг. 54% расходов передается на межбюджетные трансферты, 6,3% - на субсидии бюджетным и автономным учреждениям, 8,7% - на субсидии юридическим лицам.

В ходе обсуждения депутаты задали много вопросов, касающихся самых разных направлений: социальной сферы, работы промышленных предприятий, налоговых поступлений в бюджет региона, газификации, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Парламентарии, среди которых Николай Кузьмин (КПРФ), Юрий Соколов («Единая Россия»), Андрей Лебедев (ЛДПР) и Владимир Цой («Единая Россия»), выразили обеспокоенность предельным дефицитом бюджета и значительным ростом объема заимствований, в том числе расходов по обслуживанию госдолга. Вице-губернатор отметил, что к 2016 году дефицит постепенно будет снижаться, и выразил мнение, что раньше 2018 года вряд ли удастся серьезно сократить объем государственного долга. В будущем году комитет финансов предложит несколько сценариев социально-экономического развития.

Юрий Соколов спросил, выровняется ли бюджетная обеспеченность муниципальных образований в связи с передачей налогов в местные бюджеты и сократится ли количество дотационных МО. «Принимаемые меры позволят объективно нарастить доходную базу муниципалитетов, но все районы не будут самодостаточными - слишком большая дифференциация», - ответил Марков. Сегодня в регионе лишь 59 бездотационных поселений.

Отмечалось, что не во всех районах увеличиваются средства на газификацию. Депутат Иван Хабаров («Единая Россия») предложил внимательнее проработать в бюджете вопросы софинансирования программы газификации индивидуальных домов частного сектора. «Комитет по ТЭКу должен проанализировать имеющиеся проекты. Люди заплатили деньги, пройдена госэкспертиза, а софинансирования из областного бюджета нет, через два года документация будет уже не актуальна», - сказал депутат.

Владимир Цой поинтересовался, сколько запланировано на развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Расходы , запланированы в рамках госпрограммы «Современное образование» в сумме 203,3 млн. руб., вырастут субсидии на укрепление базы учреждений дополнительного образования.

Депутаты (Иван Хабаров, Николай Кузьмин) выразили сомнения, что принятый закон о льготном налогообложении для консолидированных групп налогоплательщиков работает, так как есть существенное снижение поступлений в бюджет по налогу на прибыль. Роман Марков пояснил, что сегодня по всей стране падают налоги в нефтегазовой отрасли. Комитет следит за динамикой, ситуация стабилизируется в ближайшее время.

Александр Петров («Единая Россия») просил к заседанию комиссии дать информацию по строительству объектов здравоохранения, которые не будут завершены в текущем году, а также обосновать снижение показателей по социальной защите населения.

В связи со спадом объемов промышленного производства, притока инвестиций Иван Григорьев («Единая Россия») просил дать анализ причин сложившейся ситуации и пути выхода из кризиса. Также он спросил о перспективах выполнения обязательств региона по увеличению норматива содержания автодорог. По мнению депутата Никиты Мельникова («Единая Россия») падения неналоговых доходов можно было бы избежать, если бы была организована работа с землями запаса.

Вероника Каторгина («Справедливая Россия») внесла уточнение, что в проекте запланировано строительство здания для временного содержания мигрантов, в то время как предполагалась реконструкция. Она поинтересовалась критериями отбора объектов для включения в программу газификации, многие ранее газифицированные населенные пункты не вошли в перечень.

Проблему составления протоколов по законам субъектов РФ поднял Олег Петров («Единая Россия»). Он сообщил, что теперь органам внутренних дел запрещено это делать. Есть три варианта решения: передать полномочия органам МСУ, создать «муниципальную» полицию или вернуть органам полиции функцию общественной безопасности. Парламентарий просил подготовить ответ на заседание комиссии по законности и правопорядку.

Звучали вопросы о строительстве детских садов во Всеволожском районе (Татьяна Павлова, «Единая Россия»), о прогнозируемом доходе по налогу на игорный бизнес (Вячеслав Дюбков, ЛДПР), о сокращении работников промышленных предприятий (Алексей Этманов, «Справедливая Россия»), о мероприятиях по созданию экстренной системы оповещения (Андрей Лебедев), о финансировании культуры и спорта (Галина Куликова, «Справедливая Россия»), о повышении доходов населения (Валерий Ершов, КПРФ), о необходимости увеличения средств на горячее питание школьников (Юрий Олейник, ЛДПР), о средствах на ремонт медучреждений (Людмила Тептина, «Единая Россия»), о строительстве путепровода в Гатчине и выделении помещений для работы врачей общей практики в микрорайоне Аэродром (Татьяна Бездетко, «Единая Россия»).

По окончании заседания Роман Марков поблагодарил парламентариев за продуктивную совместную работу, неравнодушный и взвешенный подход к рассмотрению главного финансового документа.

Комментируя итоги депутатских слушаний, председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Николай Пустотин отметил, что принципиальная позиция законодательной и исполнительной власти региона состоит в как можно более открытом обсуждении проекта бюджета на 2014 год, это позволит донести до сведения жителей Ленинградской области основные параметры бюджета. «Чем больше будет задано вопросов сейчас, тем проще будет инициаторам при дальнейшем рассмотрении законопроекта в постоянных комиссиях Заксобрания, тем лучше мы будем подготовлены к первому чтению. Документ объемный, превышает три тысячи листов, материалы были представлены в сокращенном, более понятном виде. Депутаты задали по нескольку вопросов, на часть из них прозвучали ответы, остальные будут проработаны», - сообщил Николай Пустотин. По его словам, все они злободневны, но есть социальные обязательства региона перед жителями, которые необходимо исполнить в первую очередь.

«Нулевое» чтение стало одним из этапов рассмотрения бюджета Законодательным собранием региона. Обсуждения законопроекта продолжатся на следующей неделе в ходе заседаний постоянных комиссий. Первое чтение бюджета-2014 состоится 15 ноября.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области

Подробнее с параметрами бюджета-2014 можно ознакомиться здесь.