пятница, 24 сентября 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Бюджетная политика региона: муниципальные образования в приоритете

25 сентября 2013

24 сентября состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных образований Ленинградской области при областном парламенте, на котором муниципалам рассказали об основных подходах к формированию межбюджетных отношений в рамках подготовки проекта областного бюджета Ленинградской области на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Перед началом обсуждения председатель Заксобрания области Сергей Бебенин сообщил, что губернатором предложена кандидатура на пост вице-губернатора - председателя комитета финансов Романа Маркова, который присутствовал на заседании Совета. «Идет процедура согласования с фракциями, профильной постоянной комиссией. 25 сентября на заседании Заксобрания депутаты будут согласовывать кандидатуру Р.И. Маркова для утверждения в должности». Обращаясь к претенденту, спикер подчеркнул, что сегодня сложилась практика максимально открытого и широкого обсуждения бюджета. «В ходе подготовки проекта бюджета или бюджетных поправок мы стараемся как можно шире обсуждать документ перед принятием окончательного решения со всеми, кто причастен к исполнению этого закона, чтобы снять все возникающие вопросы. Бюджет-2014 будет непростым, есть проблемы, но мы знаем, как их решать, бюджет подкреплен реальной доходной базой и расчетами. Тем не менее, требуется внимательное рассмотрение и принятие осознанного решения. Для этого необходимо работать всем вместе: правительству, Законодательному собранию и муниципальным образованиям», - отметил Сергей Бебенин.

Как сообщила первый заместитель председателя регионального комитета финансов Лидия Королева, ведомство тесно взаимодействует с муниципальными образованиями Ленинградской области, ведет активную работу по развитию межбюджетных отношений, увеличению доходной базы муниципалитетов, в том числе при поддержке областного парламента. Значительный объем средств областного бюджета передается в муниципальные образования в виде дотаций, субвенций либо субсидий - сегодня это около 30 млрд рублей.

С 2002 года Ленинградская область является регионом-донором (всего в России 11 таких субъектов), то есть не получает из федерального центра дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, а значит может рассчитывать только на собственные доходные источники. С 1 января 2007 года началась работа по передаче доходных источников, зачисляемых в бюджет субъекта, на уровень муниципальных образований: передано 15%, а с 2009 года - 50% транспортного налога; с 1 января 2012 года передано 10% налога на доходы физических лиц. Что касается других налогов, например налога на прибыль и имущество, это достаточно сложно прогнозируемый источник доходов, существуют риски возврата налога, которые упадут на плечи муниципалитетов. Кроме того, доходный потенциал в районах различен, экономика неоднородная, в связи с чем возникает риск большого перекоса. В то же время, Бюджетный кодекс не позволяет производить закрепление налога по дифференцированным нормативам, только по единым нормативам. Сергей Бебенин предложил проработать возможность внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство, сформулировать предложения и озвучить их через Совет законодателей Российской Федерации.

В регионе растет количество муниципальных образований, не получающих дотаций на выравнивание (в проекте бюджета на 2014 год их число выросло до 67). С недавнего времени выплачиваются дотации на сбалансированность местных бюджетов (финансы передаются в виде субвенций на районный уровень, районы распределяют средства самостоятельно на поселения, учитывая потенциал их развития). Все районы были распределены на четыре группы в зависимости от бюджетной обеспеченности и дефицита. Самой сложной 4-й группе принято решение оказывать финансовую поддержку, чтобы они в полной мере сумели обеспечить все расходные обязательства (в конце 2012 года шести муниципальным районам, попавшим в эту группу, было выделено 249 млн руб.). Перечисление дотаций осуществляется поквартально. В 2013 году средства в сумме 100 млн руб. будут выделены из областного бюджета для тех районов, которые активно пополняют свою доходную базу. Дотации на сбалансированность получат шесть районов области. Кстати, теперь расчет дотаций для поселений также передан на уровень муниципальных районов.

Лидия Королева сообщила, что в этом году принято решение о проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на частичное покрытие дефицита местных бюджетов. На начало 2013 года 27 муниципалитетов имели кредиты общим объемом 668,7 млн руб. Рассрочка возврата предусмотрена на 7 лет с ежегодными равными платежами. Это позволило органам МСУ четко и планомерно распределить долговую нагрузку.

Особое внимание было уделено вопросу передачи налогов. На уровень районов в 2013 году передано 20% налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения (около 300 млн руб.), в дальнейшем эта сумма будет увеличена до 1,2 млрд руб (100% отойдет в местные бюджеты). Налог на доходы физических лиц является самым стабильным и четко прогнозируемым источником в регионе (60% поступает в областной бюджет, 40% - в муниципальные образования). Правительством Ленобласти принято решение сохранить этот доходный источник на 2014 год в прежнем объеме, что позволит муниципальным образованиям решать вопросы по майским указам Президента РФ. Соответствующий закон находится на рассмотрении областного парламента.

Бюджетное законодательство предусматривает перераспределение акцизов на нефтепродукты, начиная с 2014 года дифференцированные платежи в объеме 10% будут перечислены в муниципальные образования (497 млн руб., получателями станут 172 МО их 221, поскольку не все провели работу по паспортизации муниципальных дорог).

Помимо этого, до муниципалов была доведена подробная информация о средствах, необходимых на строительство детских садов (в 2014 году планируется ввести 17 детсадов, ликвидировать очередь 12 тысяч человек по устройству детей в детские дошкольные учреждения, объем финансирования из всех источников - 2,615 млрд руб.), расселение аварийного жилья (поскольку не все муниципальные образования смогут в 2014 году осуществить эти мероприятия в полном объеме, решено с каждым муниципалитетом заключить соглашение, где будут указаны конкретные суммы, в соответствии с которыми будут переданы дотации), повышение заработной платы работникам учреждений культуры и др.

В проекте бюджета на 2014 год сохранены средства на депутатский фонд в размере 500 млн руб. При этом отмечено, что эти средства в соответствии с постановлением №232 от 24.07.2012 должны направляться на поддержку муниципалитетов по развитию общественной инфраструктуры муниципального значения. В этом году появление депфонда доказало свою полезность: были решены многие вопросы местного значения.

Было подчеркнуто, что в связи с введением понятия государственные программы, в регионе разработано 16 госпрограмм, все расходы бюджета расписаны по программам в рамках новой бюджетной классификации. Такие же программы должны быть приняты на муниципальном уровне.

Председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Законодательного собрания Николай Пустотин отметил: «Всё, что связано с рассмотрением бюджета, отражено в законе о бюджетном процессе, принятом в 2002 году. В закон был внесен ряд изменений в 2013 году, связанных с открытостью обсуждения бюджета. Сегодняшнее обсуждение дает старт обсуждения проекта бюджета на 2014 год». В основе формирования бюджета - три документа, добавил он: бюджетное послание Президента, прогноз социально-экономического развития и основные направления бюджетной политики Ленинградской области. Николай Пустотин предложил обсуждать проект бюджета параллельно с прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области. Он также рассказал муниципалам о процедуре рассмотрения законопроекта: до 25 октября в Заксобрание должен быть представлен проект бюджета. Затем документ направляется в постоянную комиссию и для заключения в правовое управление и контрольно-счетную палату. На этом этапе муниципальные депутаты имеют возможность дать свои предложения, также это можно сделать в рамках депутатских слушаний (или нулевого чтения) по проекту бюджета. К середине декабря бюджет должен быть принят окончательно.

«По итогам работы в 2013 год могу сказать, что прежде не было такого открытого процесса обсуждения и принятия бюджета, документ направлен на повышение бюджетной обеспеченности муниципальных образований», - подчеркнул Николай Пустотин.

В завершение обсуждения Сергей Бебенин отметил: "Главная задача со стороны законодательной и исполнительной власти региона - обеспечение муниципалитетов финансовыми ресурсами, это направление мы будем поддерживать и дальше, а со стороны органов местного самоуправления главное - оценка потенциала развития территорий, максимальное привлечение различных видов доходов, бизнеса. Мы будем создавать для этого все условия, формировать благоприятный инвестиционный климат, определять стратегию развития экономики".

По итогам обсуждения информация принята к сведению. Стенографический отчет решено направить в постоянную комиссию по бюджету и налогам для дальнейшей работы.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области