пятница, 24 сентября 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Парламентарии Северо-Запада обсудили вопросы образования

14 июня 2013

Сегодня на базе Законодательного собрания Ленобласти прошла рабочая встреча постоянной комиссии областного парламента по образованию и науке во главе с председателем Николаем Пустотиным и постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе во главе с председателем Александрой Баданиной.

Участие в мероприятии приняли члены комиссии Владимир Цой, Виктор Захаров и Валерия Коваленко. Представители восьми субъектов Северо-Запада обменялись опытом законотворчества в области образования.

Николай Пустотин рассказал о некоторых нормативных правовых актах, которые приняты в Ленинградской области. В частности, «Об утверждении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений Ленинградской области на 2013 год». Документ направлен на усовершенствование перечня нормативов финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений. В частности, он выделяет отдельный норматив для школ, расположенных в поселках городского типа с численностью более 300 человек и с численностью от 201 до 300 человек. Предполагаемая наполняемость в этих образовательных учреждениях - 25 и 20 учащихся соответственно.

Кроме этого, закон предусматривает поэтапное увеличение коэффициента штатной обеспеченности на деление классов на группы, группы продленного дня и дополнительное образование (кружковая работа), для начального общего образования - с учетом внеурочной деятельности при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов. Методика расчета нормативов в Ленобласти, которая,  по словам Николая Пустотина, есть не во всех регионах, заинтересовала коллег из регионов. Попросили они поделиться и методикой предоставления и расходования субсидий за счет средств областного бюджета муниципалитетам на  укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Такой порядок закреплен в долгосрочной целевой программе Ленинградской области на 2013-2015 годы. В соответствии с ним размер субсидии на одного обучающегося дневных общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов), составляет 1 тыс. рублей, и 250 рублей - на одного обучающегося (воспитанника) учреждений дополнительного образования, вечерних школ, классов очно-заочного обучения при дневных общеобразовательных учреждениях.

Очень заинтересовал депутатов Северо-Запада закон «О звании «Почетный учитель Ленинградской области». Звание присваивается педагогам, проработавшим в областной системе образования 20 и более лет. Они также получают нагрудный знак. Кроме того, им выплачивается единовременная премия в размере 50 тыс. рублей, а тем, кто продолжает работать в педагогических учреждениях, устанавливается повышающий коэффициент квалификации к окладу в размере 20%.

Николай Пустотин также поделился опытом взаимодействия депутатского корпуса с научной школой. При парламенте Ленобласти уже 11 лет эффективно работает Экспертно-консультативный совет, в состав которого входят ректоры и представители вузов не только области, но и Санкт-Петербурга. «Их профессиональные советы в разных областях помогают нам гораздо шире смотреть на проблему, принимать законы, которые бы смогли успешно работать на благо региона. И, хочется отметить, что члены совета с большим энтузиазмом оказывают нам консультативную помощь. Ведь и они заинтересованы в практической законотворческой работе, потому что обучают студентов и должны быть законодательно подкованными», - подчеркнул он.

Постоянная комиссия по образованию и науке курирует не только это направление, но и проведение различных конкурсов. По ее инициативе были проведены региональный конкурс детских рисунков «Экология глазами детей», посвященный Всемирному дню окружающей среды (Дню эколога), конкурс ученических проектов «Наша новая школа», конкурсы, посвященные празднованию Дню русского языка.

Член комиссии Виктор Захаров познакомил с проектом «Школьный спорт», который успешно реализуется в Ленинградской области и главной целью которого является создание полноценных условий для максимального охвата школьников систематическими занятиями физкультурой и спортом.

Участники встречи, в свою очередь, поделились опытом законотворчества в сфере образования в своих регионах.

* * *

Основные вопросы, связанные с системой образования, обсуждались накануне на базе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. После интересной экскурсии по вузу, которую для них провел ректор Вячеслав Скворцов, члены постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе рассмотрели вопросы: «О перспективах развития профессионального образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа, в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «О состоянии и качестве образования обучающихся в малокомплектных школах в субъектах Северо-Запада», «О развитии системы дополнительного образования детей в субъектах Севро-Запада».

С докладами о малокомплектных школах выступили представители из нескольких субъектов. Представитель Республики Карелия Галина Васильева отметила, что 70% из 45 тысяч школ в Российской Федерации расположены в сельской местности, в них обучается примерно треть учеников. В Карелии 53% сельских школ от общего количества общеобразовательных учреждений, и тенденции, к сожалению, таковы, что малочисленных (малокомплектных) школ становится все больше. Она подчеркнула взаимообусловленность решения проблем сельской малокомплектной школы и закрепления сельских жителей, молодежи на селе. Одним из предложений прозвучала необходимость разработки программы повышения квалификации и переподготовки сельских педагогических кадров, направленных на подготовку руководителей и педагогов сельских образовательных учреждений к инновационной деятельности в условиях сельской (негородской) местности, с учетом своеобразия сельской школы. Такое же предложение прозвучало и от представителя Республики Коми Болеслава Склоцкого. Он также обратил внимание на успех дистанционного образования.

Информацию члены комитета приняли к сведению и решили рекомендовать субъектам предусмотреть на региональном уровне переподготовку учителей для малокомплектных школ. К сведению была принята информация о развитии системы дополнительного образования, с которой выступила Лилия Никифорова (Псковская область). В ходе обсуждения вопроса было высказано общее мнение о необходимости повышения заработной платы педагогам дополнительного образования.

С опытом работы системы дополнительного образования в Ленинградской области члены комитета смогли познакомиться, побывав в МОУ «Средняя общеобразовательная школа «Лесколовский центр образования». Руководитель Валентина Глазунова  с большим энтузиазмом рассказала о формах и методах работы центра.

Под особым впечатлением парламентарии остались от посещения Осельковской школы, которая в 1996 году была реорганизована из неполной средней школы в основную общеобразовательную.

Директор Зинаида Царева рассказала об особенностях образовательного учреждения, в котором из 200 детей - половина цыганской национальности. К таким детям нужен особый подход, и с 2007 года педагогический коллектив работает в тесном взаимодействии с кафедрой межкультурных коммуникаций филологического факультатива РГПУ им. А.И. Герцена по созданию учебника для цыганских детей. Наряду с основным курсом образования, в школе изучают природу, историю и культуру Ленинградской области, а наличию различных факультативов, секций  и кружков можно только позавидовать. Цыганские дети также активно принимают в них участие. В том, как они красиво танцуют и поют, участники делегации смогли наглядно убедиться. Свои таланты дети разных возрастов продемонстрировали гостям.

 Не менее творческим является и педагогический коллектив школы. Учителя не только хорошо поют, но и пишут стихи, и являются победителями различных творческих конкурсов. У школы есть даже свой гимн.

После посещения учебных заведений председатель комитета Александра Баданина отметила: «Нам важно сохранить сеть малокомплектных школ. Это значит - обеспечить доступность образования, подвоз учеников к школам и не допустить снижения качества образования. Что касается дополнительного образования, то оно должно решать вопросы патриотического воспитания и, конечно, занятости детей, а также снижения подростковой преступности. Одна из проблем - оплата работы педагогов дополнительного образования, потому что сегодня муниципалитеты обязаны изыскивать возможности повышения им заработной платы. Мы увидели опыт Ленинградской области по реструктуризации малокомплектных школ. Это очень хороший и серьезный опыт».

В свою очередь Николай Пустотин подчеркнул: «У нас в 2013 году ни одна малокомплектная школа не закрылась, и в ближайшие годы этого не предвидится. Сегодня идет укрупнение образовательных учреждений - малокомплектные школы присоединяются к крупным, становясь одним юридическим лицом. При этом никто из учителей не лишается работы, дети имеют возможность для продолжения обучения. Другое дело - мы сейчас очень большое внимание уделяем качеству образовательного процесса в малокомплектных школах. В прошлом году каждая такая школа получила 100 тыс. рублей на улучшение материально-технической базы».

Заседание комитета ПАСЗР закончилось решением организационных вопросов. Участники поблагодарили Законодательное собрание Ленинградской области за организацию мероприятия.

Фотогалерея

Ольга Матвеева,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области