среда, 20 октября 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Николай Пустотин: Ленобласть направила более 150 поправок в законопроект «Об образовании в Российской Федерации»

09 ноября 2012

8 ноября при поддержке постоянной комиссии Законодательного собрания Ленинградской области по образованию и науке под председательством Николая Пустотина («Единая Россия») в здании областного правительства состоялись парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение реализации государственной образовательной политики Российской Федерации». В зале присутствовали депутаты областного парламента и представители сферы образования, профсоюзов  со всего региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заседание проходило в режиме видеоконференции, что позволило вовлечь в диалог наибольшее количество представителей власти и сферы образования со всей страны. Заслушать информацию, касающуюся этого стратегически важного направления, смогли тысячи человек. 

Главной темой слушаний стало обсуждение федерального законопроекта об образовании, который уже принят в первом чтении и широко обсуждается общественностью. Открывая слушания, председатель Госдумы Сергей Нарышкин подчеркнул, что новый документ является основным инструментом реализации образовательной политики. Еще до официального внесения проекта в Думу к нему поступило более 20 тысяч поправок и предложений.

Вместе с тем, по словам Сергея Нарышкина, остается целый ряд вопросов, которые, по мнению граждан и экспертов, требуют серьезного обсуждения и решения. В их числе - модель стипендиального обеспечения, льготы по оплате коммунальных услуг для учителей сельских школ, закрытие малокомплектных школ и др.

Более подробно эти вопросы  осветили другие докладчики.

Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина акцентировала внимание участников слушаний на проблеме сохранения сельских малокомплектных школ. «Нет школы - нет села», - сказала она, сообщив, что в период с 2005 по 2010 год закрылись 13 377 школ, из них 10 тысяч - сельские. В 2011 году ликвидировано 2 340 сельских школ. Необходимо вернуть право решать вопросы реорганизации и ликвидации сельских школ и детских садов на сходе жителей.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов согласился, что ряд вопросов требует дальнейшей доработки. Например, следует оптимизировать нормы, регулирующие вопросы лицензирования и государственной аккредитации, контроля и надзора в сфере образования. Коснувшись вопроса о льготах сельским педагогам, министр обратил внимание участников дискуссии, что статья 114 законопроекта содержит прямой запрет на снижение размеров и условий обеспечения трудовых прав и социальных гарантий педагогов и студентов. Он рассказал о системном повышении стипендий и заверил, что в течение трех лет будет «радикально улучшена» ситуация с обеспечением студентов общежитиями. Он также напомнил, что законопроект предусматривает несколько десятков подзаконных актов. Минобрнауки утвердило план, в котором более 70 нормативных правовых актов. Ливанов пообещал, что они все будут доступны для общественного обсуждения и вступят в силу не позже самого законопроекта.

В свою очередь, первый заместитель председателя комитета по образованию Олег Смолин отметил, что если в законе не будет зафиксировано, что средняя зарплата учителей должна быть не ниже уровня средней зарплаты в субъекте федерации, регионы в погоне за отчетностью будут сокращать количество учителей и увеличивать нагрузку на оставшихся. Он также предложил законодательно закрепить право учителей на досрочную пенсию, перечень обязательных школьных предметов, право родителей детей-инвалидов выбирать между коррекционной школой и инклюзивным образованием, а также приравнять размер студенческой стипендии к прожиточному минимуму.

Вопрос увеличения заработной платы педагогов, также затронул председатель комитета по образованию Александр Дегтярев. Он подчеркнул, что в большинстве обращений предлагалось законодательно закрепить требование указа Президента РФ о повышении средней зарплаты педагогов до средней зарплаты в регионе. Такую поправку, по словам докладчика, необходимо принять. Нужно также законодательно закрепить нормы об увеличении числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования, которые должны финансироваться бюджетами всех уровней. Следует сохранить существующие меры социальной поддержки сельских учителей, а также студентов, проживающих в общежитии.

В ходе видеоконференции были затронуты и другие важные вопросы, высказаны мнения и предложения. Так, из 91-й статьи законопроекта, которая касается преподавания в школах духовно-нравственных программ, рекомендовано исключить часть, в которой говорится, что аккредитацией этих программ должны заниматься религиозные организации.

Александр Дегтярев предложил сформулировать пакет предложений, которые могут впоследствии войти в качестве поправок в отдельные законодательные акты и закон об образовании. Сейчас комитет по образованию анализирует все поправки, отбирая те, которые будут внесены ко второму чтению законопроекта, для чего были сформированы три рабочие группы.

Следует отметить, что право внесения поправок в закон от субъектов законодательной инициативы заканчивается 16 ноября. Депутаты региональных парламентов также обладают этим правом. Законодательное собрание Ленобласти тоже не осталось в стороне от этого процесса и подготовило свои предложения и замечания к законопроекту об образовании. «В Законодательном собрании и во всех районах Ленинградской области мы неоднократно встречались со специалистами системы образования, педагогами, обсуждая этот законопроект еще до принятия его в первом чтении. Встречи позволили нам в итоге сформулировать от Ленинградской области более 150 поправок в закон. Радует, что практически все наши предыдущие поправки были учтены»,  -  рассказал председатель комиссии по образованию и науке Николай Пустотин (лидер фракции «Единая Россия»). Он подчеркнул, что в состав поправок вошли «рациональные зерна» альтернативного закона, инициатором которого выступили представители КПРФ. После внесения законопроекта в Госдуму депутаты Законодательного собрания на пленарном заседании 10 октября вновь приняли решение направить свои поправки в проект закона. Парламентарии предложили дать определение понятию «малокомплектная общеобразовательная школа», предусмотреть компенсацию платы для родителей (законных представителей), дети которых посещают частные образовательные организации, а также регламентировать компетенцию органов исполнительной власти в сфере здравоохранения по вопросам медицинской помощи в учреждениях образования.

Но на этом законотворческая активность депутатов парламента Ленобласти не заканчивается. Уже подготовлены и в ближайшие дни поступят в Госдуму еще поправки. «Наши предложения уточняют и конкретизируют некоторые нормы законопроекта. Например, мы считаем необходимым уточнить положения о сохранении льгот для педагогов, вышедших на пенсию. По нашему мнению, они должны получать компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг только в том случае, если после выхода на пенсию продолжают проживать в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)», - подчеркнул Николай Пустотин.

Ценность прошедших парламентских слушаний, считает он, заключается в том, что возможность высказать свои предложения по корректировке законопроекта получили парламентарии и работники системы образования со всей России.

Ольга Матвеева,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области