среда, 20 октября 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Экспертный совет обсудил проблемы подготовки кадров

01 ноября 2012

30 октября состоялось первое в новом парламентском сезоне заседание Экспертно-консультативного совета при Законодательном собрании Ленинградской области. В гербовом зале Педагогического университета им. А.И.Герцена речь шла о подготовке и переподготовке учительских и управленческих кадров для Ленинградской области.

 В заседании участвовали председатель Законодательного собрания Сергей Бебенин, его заместитель Алексей Белоус, председатели постоянных комиссий парламента Николай Пустотин, Юрий Соколов, Геннадий Жирнов и Иван Григорьев. Гостей приветствовал ректор педагогического университета Валерий Соломин, который рассказал о сегодняшнем дне и перспективах развития учебного заведения, которому в этом году исполнилось 215 лет. «Наш вуз прошел путь от Санкт-Петербургского воспитательного дома до ведущего педагогического вуза страны... Развитие университета являет пример большого динамизма. В прошлом году мы заняли первое место по качеству приема педагогических вузов России», - не без гордости отметил ректор.

Опыт Ленобласти нужен всей России

Приветствуя членов совета, ректоров и проректоров крупнейших вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, председатель областного парламента Сергей Бебенин сказал: «Совет нам помогает качественнее подходить к законотворческому процессу, чтобы парламент принимал нормативные акты, отвечающие и потребностям граждан, и требованиям профессионалов в различных отраслях. Оказалось, что подобный опыт совместной работы достаточно уникален. Будучи на прошлой неделе в Совете Федерации, мне довелось рассказать о нашей работе Валентине Ивановне Матвиенко. Спикер была приятно удивлена, что такое экспертное сообщество у нас при областном ЗакСе существует уже долгое время, и является большим помощником при оценке целесообразности принятия законов». Также Сергей Бебенин отметил, что в будущем году отмечается 20-летие российской Конституции, которое готовятся масштабно отметить в Госдуме и Совете Федерации.

Затем с докладом о взаимодействии органов законодательной власти с учебными заведениями, о подготовке и переподготовке кадров, обеспечивающих инновационное развитие региона выступил проректор Владимир Рукинов.  Он особо отметил, что  «университетская среда функционирует и в Ленинградской области, в том числе благодаря вузовским филиалам». У педагогического университета таких филиалов два - в Выборге и Волхове. Последний известен своим технопарком «Университетский» для выполнения практико-ориентированных проектов, на очереди - создание бизнес-инкубатора на базе Выборгского филиала. Проректор попросил профильную комиссию областного парламента провести совместное заседание с представителями филиала, РГПУ им. А.И. Герцена, администрации Выборгского района Ленинградской области для обсуждения инициативы по созданию бизнес-инкубатора.

«Совместными усилиями вузов, власти и бизнеса на территории области будет идти подготовка именно тех кадров, которые нужны нашему региону», - отметила в своем выступлении директор Волховского филиала РГПУ Марина Назриева. А ее заместитель, почетный гражданин Волхова и бывший мэр этого города, Нонна Волчкова напомнила, что именно там еще в 90-х начал действовать уникальный бизнес-инкубатор, один из четырех в стране, благодаря которому Волхов не превратился в моногород, так что опыт развития инноваций в области есть, и немалый.

Где учиться учителям и управленцам?

Много говорилось на заседании и о системе подготовки и переподготовки педагогов для нужд нашего региона. Ведь от того, кто именно и как дает ученику образование на всех ступенях, зависит общий уровень подготовки специалистов для нужд экономики. Представители вузовской общественности выступили за то, чтобы в системе переподготовки учителей начал действовать «ваучерный принцип», при котором педагог мог бы выбирать на базе какого высшего учебного заведения ему повышать квалификацию. Зоя Найденова, проректор Ленинградского областного института развития образования, призвала коллег создавать больше учебных программ. «Места на этом рынке хватит всем, и областные педагоги только выиграют, если выбор будет больше».

Ректоры не скрывали, что область сейчас нуждается даже не столько в специалистах с высшим образованием - их вузы выпускают достаточно, сколько в качественной подготовке молодежи по рабочим специальностям. «На заводе «Киришенефтеоргсинтез» люди с высшим образованием за счастье почитают работать на позициях, для которых хватило бы среднего специального образования. Так зачем государство тратит ресурсы и деньги? Не лучше ли поощрять обучение по тем специальностям, которые будут востребованы в реальности?»  - высказался Владимир Рукинов.  

В итоге Совет высказался за то, чтобы депутаты Законодательного собрания с участием экспертов разработало и утвердило закон «О порядке целевого (на контрактной основе) приема жителей Ленинградской области в учреждения профессионального образования».

Также ректоры предложили для поощрения талантливой молодежи, обучающейся в профессиональных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учредить премии правительства области победителям научных конкурсов. Нужно позаботиться и о том, чтобы дипломные проекты будущими выпускниками высших учебных заведений, расположенных на территории области, выполнялись по заказу региональных органов власти и управления.

 

Вклад области в создание закона «Об образовании»

Вторую часть заседания посвятили обсуждению федерального законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», который Госдума 17 октября приняла в первом чтении. Информацию по этому поводу озвучила Валентина Сморгунова, декан юридического факультета РГПУ им. Герцена. В ее докладе прозвучал, например, тезис о том, что в связи с глобализацией и активным подключением России к общеевропейским и мировым процессам, явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Процесс модернизации системы образования явно имеет пробелы, возникла правовая неопределенность в отношении, например, электронных образовательных ресурсов, деятельности негосударственных образовательных учреждений, порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений, и что очень существенно - оказания платных образовательных услуг. Новый закон должен решить эти проблемы.

Итоги дискуссии по данному вопросу подвел председатель постоянной комиссии по образованию и науке, лидер фракции «Единая Россия» областного парламента Николай Пустотин. Он отметил, что педагоги Ленобласти и Экспертно-консультативный совет уже внесли большой вклад в совершенствование законопроекта. Начав процедуру общественного обсуждения два года назад, педагоги и эксперты подготовили более сотни поправок, львиная доля которых вошла в итоге в текст федерального законопроекта. Правда, федеральные законодатели не учли пожелания Ленобласти относительно 25-процентной надбавки для учителей сельских школ, но в целом судьбой своих поправок педагогическая общественность Ленобласти должна быть довольна. «Именно в этом зале, в Университете имени Герцена, впервые родилось сравнение текста закона «Об образовании» с лоскутным одеялом, которое затем много раз звучало уже с более высоких трибун. Мы хорошо поработали над текстом этого закона, который уже принят в первом чтении. Я думаю, мы и в будущем будем предлагать Государственной Думе поправки в этот закон», - сказал Николай Пустотин.

Следующее заседание Экспертно-консультативного совета при Законодательном собрании Ленинградской области состоится в декабре.

Елена Гариб, пресс-служба Законодательного собрания Ленобласти

Фотогалерея