среда, 20 октября 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Приняты параметры исполнения бюджета за 2011 год

21 июня 2012

В ходе очередного заседания Законодательного собрания сразу в трех чтениях принят закон «Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2011 год».

Поступление доходов в бюджеты всех уровней неразрывно связано с темпами социально-экономического развития Ленинградской области, так как именно процессы, происходящие в экономике, влияют на формирование потенциала доходов и результаты исполнения областного и местных бюджетов. В 2011 году в целом наблюдался рост в экономике региона.

Консолидированный бюджет области за 12 месяцев 2011 года исполнен по доходам в сумме 82,3 млрд. (102,1% годового плана, что выше показателей 2010 года на 15,4%), по расходам - 80,1 млрд. рублей (92,2% годового плана, или на 15,9% больше, чем в 2010 году). Доходы и расходы областного бюджета составили 61,6 млрд. рублей (102,3%) и 61,4 млрд. рублей (96,9%). Превышение доходов над расходами (профицит) составило 242,3 млн. рублей (в 2010 году - 573,6 млн. рублей).

Налоговые и неналоговые доходы по консолидированному бюджету выросли на 13,4%, по областному - на 14,3%. А по консолидированным бюджетам муниципальных образований - более чем на 11%. Недоимка по налоговым платежам на 1 января 2012 года сократилась по сравнению с 1 января 2011 года на 10,4% и составила 2,3 млрд. рублей.

Удалось увеличить расходы социальной направленности на 5,8 млрд. рублей, по сравнению с годом ранее. Их доля в общем объеме расходов бюджета превысила 57%. Расходы консолидированного бюджета на поддержку образования увеличились по сравнению с 2010 годом более чем на 11%, здравоохранения - на 36%, культуры - на 10,8%. Средства, направленные на развитие региона, составили 32,3% от общих расходов областного бюджета. В 2011 году более 1,1 млрд. рублей израсходовано на мероприятия по модернизации образования и здравоохранения. Адресная инвестиционная программа исполнена на 98,5% (в 2010 году - около 91%). В рамках программы осуществлялось финансирование 169 объектов, в том числе 150 объектов собственности муниципальных образований.

Председатель Контрольно-счетной палаты Алексей Ларькин выступил с краткой информацией, изложенной в заключении по законопроекту. В частности, он отметил, что за этот период изменения в областной бюджет, принятый Законодательным собранием 17 декабря 2010 года, вносились 9 раз. По сравнению с первоначально утвержденными, доходы областной казны были увеличены на 46%, или на 18,9 млрд. рублей.

Впрочем, по результатам проведенного анализа, только 12 из 32 главных распорядителей бюджетных средств представили отчеты о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств, принятых в 2011 году, и только один из 12-ти отчитавшихся дал развернутую информацию по подведомственным учреждениям с указанием достигнутой экономии и целевом использовании бюджетных средств.

Отмечалось, что в 2011 году наметилась положительная тенденция в исполнении целевых программ. Общая сумма финансирования действующих 40 долгосрочных (региональных) целевых программ в 2011 году составила 10,9 млрд. рублей (97,8%). При этом первоначальные ассигнования на реализацию программ были увеличены на 5,4 млрд. рублей, или в 1,9 раза, что свидетельствует о недостаточном качестве планирования расходов бюджета. Как и в прошлые годы, наблюдалось неравномерное финансирование программной части бюджета: в 1 квартале исполнение составило 4,5%, по итогам 6 месяцев - 21%, 9 месяцев - 44,1%.

По результатам контрольных мероприятий в 2011 году контрольно-счетной палатой выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 361,1 млн. рублей. Нецелевое использование средств составило 27,4 млн. руб., неэффективное использование средств - 586,5 млн. руб.

Депутаты подробно обсудили законопроект в ходе заседаний постоянных комиссий и высказали ряд конструктивных предложений по совершенствованию межбюджетных отношений, более четкому планированию и исполнению целевых программ и повышению эффективности расходных обязательств в целом. На их вопросы ответил недавно назначенный на должность вице-губернатора Евгений Елин.

Председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Евгений Петелин (фракция «Единая Россия») акцентировал внимание на наиболее проблемных моментах: «Доходная часть бюджета существенно выросла по сравнению с первоначально утвержденной, что отразилось на изменении системы регулирования расходных обязательств и планирования финансовых средств, а также негативно повлияло на эффективность исполнения самого бюджета. В то же время, эти изменения вполне прогнозируемы и могут быть на 95% учтены при формировании бюджета. Исполнение расходной части бюджета должно осуществляться в строгом соответствии с законом о бюджете. Прошлый год свидетельствует о крайне неравномерном и не всегда эффективном расходовании дополнительных финансовых средств. Корректировка бюджета не должна превращаться в фактический пересмотр закона, прикрывающий допущенные просчеты в прогнозах, она должна быть точечной и не влиять на основные параметры бюджета», - подчеркнул он.

Наиболее значимым аспектом совершенствования финансовой политики региона Евгений Петелин назвал межбюджетные отношения муниципальных образований первого и второго уровня. «Сегодняшняя политика решает проблему латания дыр и принципиально не выводит муниципалитеты на уровень развивающихся бюджетов. Не решаются проблемы обеспечения местами в детских садах, жильем бюджетников, строительства социального жилья, подготовки школ к новому учебному году».

Кроме того, на заседании областного парламента в третьем чтении были приняты поправки в областной закон «О фондах финансовой поддержки муниципальных образований Ленинградской области».

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области