среда, 20 октября 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Во имя создания единого образовательного пространства

07 июля 2021

Вопрос о наделении муниципалов полномочиями по финансовому обеспечению частных образовательных учреждений обсудили на 80-м заседании Законодательного собрания Ленинградской области.

Проект областного закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам» разработан комитетом общего и профессионального образования во исполнение федерального законодательства.

Из пояснительной записки следует, что согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления. При этом к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных образовательных организациях, посредством предоставления таким организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с установленными нормативами. Наделение органов МСУ отдельными госполномочиями по предметам совместного ведения допускается, если это не противоречит федеральным законам, чего в данном случае не установлено.

Законопроектом предлагается передать на местный уровень полномочия по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

- О каком бесплатном образовании может идти речь, ведь существенные расходы на содержание здания и коммуналки ложатся на плечи родителей, - спросил депутат Александр Матвеев. - Может, подумать о реальном соблюдении общедоступного образования и пересмотреть методику финансового обеспечения частных образовательных организаций?

С ответом выступила заместитель председателя комитета общего и профессионального образования Елена Бойцова:

- В соответствии с федеральным законодательством, если честное образовательное учреждение имеет лицензию, ему из областного бюджета выделяются субсидии. Происходит это по тем же нормативам, что и финансирование муниципальных учреждений. Эти деньги идут на учебные расходы и заработную плату персонала. Что касается содержания зданий, то, если это муниципальное учреждение, оно входит в полномочия муниципалитетов, финансирование же частных организаций ложится на плечи родителей или спонсоров.

Андрей Лебедев поинтересовался, какие положительные результаты от принятия законопроекта ждет областной комитет образования.

- Передача на местный уровень полномочий по финансированию реализации программ общего и дошкольного образования частными организациями и ИП преследует цель создания единого образовательного пространства на территории муниципальных образований, а также более четкий учет обучающихся, - отметила Елена Бойцова. - Учет дошкольников у нас осуществляется в единой системе, благодаря этой базе данных родители записывают детей в детские сады. Частники же сами вносят информацию, которая аккумулируется уже на региональном уровне. Теперь муниципалитеты смогут на своем уровне собирать эти данные и управлять ими, решая, в какое учреждение ребенок может пойти. То же касается и школ.

Олега Зевакова волновал вопрос, не создадутся ли в связи с принятием закона условия для коррупции. Ответчик уверила, что это невозможно, так как финансирование сферы образования утверждается ежегодно, а численность детей в школах и детских садах тщательно отслеживается.

Андрей Лебедев заметил, что на 2022 год средства на возмещение затрат частным общеобразовательным организациям и ИП заложены в размере 163 млн рублей, а потребуется 343 миллиона. Его интересовало, из каких источников планируется финансировать реализацию данного законопроекта, ведь в финансово-экономическом обосновании указано, что выделение дополнительных средств не потребуется.

- Эти средства потребуются в любом случае, независимо от принятия или непринятия данного закона. В 2022 году частные образовательные организации недофинансированы, при проектировании бюджета будем это учитывать, - уверила представитель комитета образования.

Александр Русских добавил, что срок поправок установлен до 5 октября, и за это время все спорные вопросы, связанные с законопроектом, будут устранены.

В результате обсуждения парламентарии приняли законопроект в первом чтении.

Анна Куртова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области