среда, 20 октября 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Как реорганизовывать ДРСУ?

25 мая 2021

Данный вопрос сегодня вызвал острую дискуссию на очередной встрече парламентариев с губернатором Ленобласти.

Его инициатор Олег Зеваков («Единая Россия») предложил акционировать дорожные ремонтно-строительные управления. Данный способ, по его мнению, - единственно правильный, т.к. работа ДРСУ в том виде, в каком они существуют, в последние годы является неэффективной. По информации депутата, они перечисляют 25% своей прибыли в бюджет региона, но в связи с тем, что предприятия убыточные, то и прибыль отсутствует. При этом многие вопросы для них закрываются за счет бюджета региона. ДРСУ тратят бюджетные средства на содержание непрофильных активов, таких как здания и земельные участки. Эффективнее, как считает инициатор, было бы реализовать эти активы, увеличив доходную часть областного бюджета Ленинградской области.

Возможность акционирования ДРСУ появилась благодаря Федеральному закону от 27 декабря 2019 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». В соответствии с этим законом к 2025 году должны быть ликвидированы или реорганизованы все федеральные государственные унитарные предприятия, государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, к которым как раз относятся дорожные ремонтно-строительные управления Ленинградской области.

В соответствии с федеральным законодательством реорганизация ДРСУ возможна в форме преобразования в государственные учреждения либо в акционерные общества. По мнению Олега Зевакова, присвоение ДРСУ Ленинградской области статуса государственного учреждения не решит коренных проблем, накопившихся в данной отрасли. В этом случае дорожные ремонтно-строительные управления Ленинградской области будут выступать посредниками между комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области и подрядчиками.

Однако с мнением депутата об акционировании ДРСУ не согласился председатель комитета по дорожному хозяйству Денис Седов. Он наоборот считает, что создание ГБУ - предпочтительный вариант, и объяснил, почему. Поскольку у ДРСУ практически отсутствуют перспективы получения на рынке услуг дорожной отрасли частных заказов (соответственно, выручки и прибыли) или существенной выручки за пределами Ленинградской области, вне зависимости от выбора организационно-правовой формы, единственным источником финансирования ДРСУ останется дорожный фонд Ленинградской области. Поэтому если дорожные ремонтно-строительные управления станут акционерными обществами (АО), рассчитывать им на привлечение частных инвестиций не приходится: инвестиции в любом случае будут финансироваться из бюджета.

Кроме того, создание АО повлечет за собой проведение конкурсных процедур в рамках 44-ФЗ З "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что не позволит обеспечить бесперебойный процесс ремонта и содержания автомобильных дорог, а при неисполнении АО договорных обязательств заключение нового контракта на содержание автодорог возможно после расторжения существующего контракта в судебном порядке.

Учитывая, что ответственность за необеспечение безопасности дорожного движения в Ленинградской области возлагается на Губернатора Ленинградской области, создание государственных бюджетных учреждений (ГБУ) обеспечит управляемость, контроль и оперативное решение вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения при отсутствии конкурсных процедур, наличии экономии средств бюджета за счет налоговой льготы по НДС (более 500 млн.руб. ежегодно) и направление экономии на развитие и оснащение ГБУ, сохранит численность работающего персонала Ленинградской области (более 1800 человек).

Что касается убыточности ДРСУ, то Денис Седов также не согласился с однозначностью такого утверждения. В настоящее время на территории Ленинградской области функционируют 6 ДРСУ: ГП «Волосовское ДРСУ», ГП «Гатчинское ДРСУ», ГП «Киришское ДРСУ», ГП «Лодейнопольское ДРСУ», ГП «Приозерское ДРСУ», ГП «Пригородное ДРСУ № 1», которые были созданы в результате объединения существовавших в области 16 ДРСУ в сентябре 2018 года. Проведенная реорганизация позволила получить прибыльные, платежеспособные и финансово устойчивые предприятия, способные погашать свои обязательства. И если в 2017 году они получили убытки в размере 19,4 млн руб., то уже в последующие годы была получена прибыль: в 2018 году - получена прибыль в размере 13 млн руб.; в 2019 году - 51,3 млн руб.; в 2020 году - 24,0 млн руб.

По итогам конкурсных процедур в 2019 году с шестью ДРСУ заключены государственные контракты на выполнение работ по эксплуатации региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них сроком с 01.07.2019 до 31.08.2022 на общую сумму 8,5 млрд руб. (в среднем финансирование года составляет 2,8 млрд руб.).

Впервые в 2019 году государственным предприятиям выделена субсидия на финансовое обеспечение затрат при приобретении дорожной техники и иного имущества, необходимого для функционирования и содержания автомобильных дорог, по договорам лизинга сроком на 2019-2021 года в сумме 435 млн руб. (ежегодно по 145 млн руб.).

В 2021 году выделена субсидия по договорам лизинга сроком на 2021-2023 года в сумме 300 млн руб. (ежегодно по 100 млн руб.). В рамках выделенных субсидий ДРСУ было приобретено 137 единиц дорожной техники.

Олег Зеваков в этой части отметил, что по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия "Анализ и оценка эффективности управления и распоряжения имуществом, находящемся в государственной собственности Ленинградской области, в 2017-2019 годах (на выборочной основе)" Контрольно-счетная палата Ленинградской области сделала вывод о том, что комплексы оборудования для приготовления, хранения и заправки жидких противогололедных материалов для содержания автомобильных дорог общего пользования региона использовались с малой загрузкой, то есть неэффективно. Глава комитета на это ответил, что в момент проверки КСП данные комплексы только еще настраивались, сейчас они могут работать в полную силу.

Выслушав прения сторон, губернатор Александр Дрозденко дал поручение Правительству Ленобласти создать межотраслевую группу с участием членов Правительства, депутатов областного ЗакСа, бизнеса и экспертов для изучения этого вопроса и подготовки своих предложений. По мнению главы региона, конкуренция в дорожной отрасли должна быть, а ГБУ, если будет создано, получит средства из областного бюджета только на содержание и текущий ремонт дорог.

Ольга Матвеева, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области