среда, 20 октября 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Реорганизация налоговой службы - в центре внимания депутатов

27 апреля 2021

Вопрос проведения мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы России на территории Ленинградской области стал предметом обсуждения на расширенном заседании постоянной комиссии по бюджету и налогам Законодательного собрания Ленинградской области, прошедшем 27 апреля.

Вопрос был вынесен на обсуждение по инициативе депутата Ивана Хабарова («Единая Россия»), к которому обратились жители Тосненского района, обеспокоенные грядущим сокращением налоговых работников.

Ясность в происходящее внесла руководитель Управления Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС) по Ленинградской области Елена Кобякова. По ее словам, ведомство исполняет постановление федерального Правительства о сокращении штатной численности на 10%. «Вопрос был для нас достаточно серьезный, но мы к нему подготовились, и у нас сокращение практически полностью пройдет по вакансиям в пределах 200 человек. 17 мая проект структуры будет направлен на согласование, а сама она начнет работать с 17 сентября. Второй вопрос, который мы сейчас прорабатываем, связан с укрупнением в соответствии со Стратегической картой развития ФНС России на 2020-2024 годы. Ленобласть попала в план по укрупнению на 2021 год и централизации определенных функций на региональном уровне. Мы - не первое управление, которое укрупняется. Уже завершена работа в 19 регионах, одновременно с нами укрупняется ещё порядка 15 управлений», - отметила глава областного ФНС.

Елена Кобякова пояснила, что под централизацией функций подразумевается создание в регионе двух центров компетенций: один - по управлению долгом, второй - по контрольной работе. Исходя из наибольшей концентрации бизнеса принято решение о размещении центров во Всеволожске. «Именно здесь сосредоточена треть плательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Центры сформируют на базе инспекции по Всеволожскому району без изменения имеющейся численности работников (208 человек) с созданием территориально обособленного рабочего места (ТОРМ) по плательщикам Всеволожского района, которые мигрируют в Кировский район», - сообщила докладчик.

Работа пройдёт в два этапа. Сначала произойдет централизация функций по управлению долгом юридических лиц, затем - физических лиц, после чего начнется централизация по контрольной работе. По словам выступающей, сегодня налоговая служба обладает большим объёмом информационных ресурсов, позволяющих проводить проверки, в связи с чем необязательна привязка плательщика к инспекции по территориальному принципу. Гражданин может прийти в любой налоговый орган и подать заявление, которое будет направлено именно в то подразделение, где физическое лицо состоит на учете. Такой же принцип сейчас начинает работать и по юрлицам.

Всего в Ленинградской области 14 инспекций межрайонного, районного и городского уровня, их планируется укрупнить до семи. В соответствии с требованиями Стратегической карты минимальная численность инспекции может быть не менее 250 человек. «Для сравнения, у нас есть инспекция со штатом в 50 человек, поэтому чтобы достичь минимальной численности, нам приходится объединять большое количество инспекций. Самая крупная инспекция будет на востоке региона. Она объединит шесть районов: Подпорожский, Лодейнопольский, Бокситогорский, Тихвинский, Волховский и Киришский. Даже при этом минимальная численность здесь будет едва доходить до 180 человек», - подчеркнула Елена Кобякова.

Кировская инспекция вырастет до 300 человек, туда добавят специалистов из Волхова и Тосно. Сохранятся инспекции в Выборгском и Приозерском районах. Будут объединены отделения в Гатчине, Луге и Тосно, а Кингисеппской инспекции передадут Сосновый Бор и Ломоносовский район.

Главной задачей, стоящей перед ведомством, как сказала глава Управления, было сделать структуру рабочей и сохранить специалистов. Основные потери коснутся руководящего состава инспекций. «Если бы не было принято решения об укрупнении и реорганизации, после сокращения Управление по Ленинградской области перешло бы на двухуровневую систему управления. По такому пути пошли все управления регионов Северо-Запада, кроме Санкт-Петербурга и Ленобласти. В этом случае сокращение составило бы более 900 человек. Мы максимально сохраним специалистов, всем будет предложена работа», - заверила Елена Кобякова.

Так, в Тосно после сокращения численность инспекции сохранится и составит 76 человек, из них 12 человек - останутся работать на ТОРМ, 64 человека переходят в межрайонную инспекцию №2 и будут администрировать плательщиков Всеволожского района. Иван Хабаров спросил, можно ли будет предпринимателю прийти на прием в Тосно в связи с реорганизацией, на что получил утвердительный ответ.

Председатель комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алла Астратова подтвердила, что в налоговой службе сокращения практически не произошло, и поддержала решение по централизации во Всеволожске. «Комитет в 2016 году прошел через реорганизацию, когда в регионе был создан Единый центр занятости. В период пандемии на сотрудников Всеволожского центра занятости легла большая нагрузка. Из 33 тысяч безработных 12 тысяч составляли жители Всеволожского района. Благодаря реорганизации и подключению сотрудников из других районов с ситуацией удалось справиться», - добавила Алла Астратова.

Депутаты поблагодарили главу Управления ФНС за исчерпывающую информацию и задали свои уточняющие вопросы.

Вице-спикер областного парламента Николай Пустотин («Единая Россия») подчеркнул, что любая реорганизация - процесс болезненный, результат которого во многом зависит от позиции руководителя. «Благодарен Елене Анатольевне Кобяковой, которая выбрала правильный путь - максимального сохранения коллектива, когда каждому сотруднику будет предоставлена возможность работать».

Комментируя итоги заседания, председатель комиссии Татьяна Бездетко («Единая Россия») отметила важность вынесенного на обсуждение вопроса реорганизации налоговой службы. «Сегодня требования к налоговым органам растут. Большое влияние, безусловно, оказывает развитие информационных технологий, теперь большинство процессов можно контролировать, не меняя рабочего места. Программный продукт не только позволяет сегодня работать дистанционно, но и ускоряет проведение камеральной проверки, контрольно-аналитическую работу с плательщиками. Мы услышали, какую действительно большую работу проводит Управление по Ленинградской области и как в этой работе ценится труд каждого человека. Уверена, при таком подходе реформу мы пройдем безболезненно, а главное - жители от этого только выиграют».

Напомним, в соответствии с постановлением Правительства от 16 ноября 2020 года № 1830 с 1 января 2021 года начаты работы по сокращению количества служащих и сотрудников государственных органов. В их числе федеральные службы и агентства, включая ФНС. Модернизация ФНС проводится путем перехода на двухуровневую систему управления и укрупнения малочисленных инспекций, что позволит повысить эффективность налогового администрирования.

При переходе на двухуровневую систему управления все функции упраздняемых территориальных инспекций будут выполняться соответствующими Управлениями ФНС России по субъектам РФ. При этом центры компетенции по досудебному урегулированию споров передаются в межрегиональные ИФНС России по соответствующим федеральным округам. Указанная оптимизация организационно-функциональной структуры ФНС России позволит добиться единообразия применения правовых подходов при вынесении решений по жалобам, а также повысить эффективность контроля за деятельностью подразделений по досудебному урегулированию споров.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области