среда, 20 января 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Утверждены основные параметры областного бюджета на 2021 год

12 ноября 2020

12 ноября в ходе 70-го заседания Законодательного собрания Ленинградской области депутаты обсудили и приняли в первом чтении проект областного закона «Об областном бюджете Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Напомним, законопроект поступил на рассмотрение парламента в соответствии со сроками, установленными областным законом «О бюджетном процессе в Ленинградской области». 26 октября в режиме видеоконференции прошли депутатские слушания по проекту бюджета (впервые в таком формате из-за сложной эпидемиологической обстановки), после чего рассмотрение главного финансового документа продолжилось уже в рамках заседаний постоянных комиссий.

Первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета финансов Роман Марков отметил конструктивную работу с депутатским корпусом в постоянных комиссиях и пообещал учесть все высказанные народными избранниками предложения. Часть из них будет учтена в ближайших поправках, часть - взята в проработку. Он также подчеркнул, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, все публичные нормативные обязательства регион выполнит. Вместе с тем, по всем объектам, находящимся на стадии строительства, предусмотрено финансирование.

Основные параметры региональной казны полностью удовлетворяют требованиям Бюджетного кодекса и федерального центра и выглядят следующим образом: доходы областного бюджета в 2021 году запланированы на уровне 149,2 млрд рублей, в 2022-м - 156,7 млрд рублей, в 2023-м - 137,1 млрд рублей. Расходы в 2021 году составят 162 млрд рублей, в 2022-м - 160,1 млрд рублей, в 2023-м - 141,6 млрд рублей. Дефицит в 2021 году составит 12,8 млрд рублей (или 9,5 % к уровню собственных доходов), в 2022-м - 3,4 млрд рублей, в 2023-м - 4,5 млрд рублей. Причем, 2023-й год выглядит менее радужно по причине предполагаемой отмены консолидированных групп налогоплательщиков (КГН работает и в Ленобласти, один из основных налогоплательщиков - «Сургутнефтегаз»), что может привести к потере 12% собственных доходов региона. Федеральные средства пока учтены не в полном объеме и будут полностью заложены при первых корректировках бюджета в 2021 году.

По окончании доклада депутаты задали вопросы, касающиеся актуальных проблем и финансирования отдельных направлений. Так, Михаил Коломыцев («Единая Россия») поинтересовался, каковы перспективы погашения задолженности перед «Ленэнерго» и как планируется сглаживать тарифы в дальнейшем. Как подтвердил Роман Марков, Ленобласть действительно находится в состоянии судебного процесса с «Ленэнерго», принято решение о проведении подробной экспертизы тарифов, и регион будет настаивать на том, чтобы утвержденные параметры были учтены в процессе тарифного регулирования.

Лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев просил предоставить развернутую информацию по переходящим объектам адресной инвестиционной программы, в том числе нарушению сроков завершения работ и софинансированию объектов из федерального бюджета. По словам Романа Маркова, критерии включения в АИП жесткие: все переходящие объекты покрыты финансированием и имеют проектно-сметную документацию. В случае возможного нарушения сроков строительства будет возможность предусмотреть дополнительное финансирование таких объектов в ходе корректировки бюджета. Комитет в течение недели подготовит исчерпывающую информацию по вопросу. Также Андрей Лебедев вновь поднял проблему роста объемов незавершенного строительства и призвал принять меры по скорейшему завершению и вовлечению «недостроя» в оборот.

Единоросс Алексей Ломов решил уточнить, насколько пессимистичен прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года. «Планируя бюджет 2020 года, никто не предполагал, что произойдет пандемия и придется в авральном порядке перестраиваться, чтобы ускоренными темпами финансировать здравоохранение, - заметил Роман Марков. - Мы к этой ситуации оказались готовы и смогли быстро отреагировать и справиться с тяжелейшей ситуацией, благодаря умеренно-консервативной политике формирования бюджета и созданным резервам по нацпроектам. Понимая, что ничего стабильного нет и сложно делать какие-либо, мы должны иметь возможность оперативно перестраиваться по ходу исполнения бюджета».

Вице-спикер областного парламента Николай Пустотин («Единая Россия») сообщил, что все комиссии рассмотрели проект бюджета и рекомендовали принять его в первом чтении. В поддержку высказались также все депутатские фракции, кроме КПРФ. Так, представитель КПРФ Николай Кузьмин указал на уменьшение доходов и расходов бюджета в 2022 и 2023 годах по сравнению с 2021 годом, выразив опасение, что некоторые сферы будут финансироваться не в полном объеме.

По предложению профильной комиссии законопроект принят в первом чтении (тридцатью тремя голосами «за» и одним - «против»).

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, присутствовавший на заседании ЗакСа, рассказал о сложностях формирования региональной казны и объяснил, почему идет «просадка» по средствам. «Мы сегодня рассматриваем бюджет в определенных юридических и экономических сложностях. Бюджет формируется на три года, и это, к сожалению, проблема на федеральном уровне. Мы принимаем финансовый документ и не знаем, какие безвозмездные поступления из федерального бюджета получим в 2022 и 2023 годах. Зато знаем цифры на 2021 год, поэтому коллеги и говорят, что бюджет на следующий год хороший», - отметил глава региона.

Вместе с тем, Александр Дрозденко согласился, что важно думать об извлечении дополнительных доходов, в том числе от инвесторов, которые придут в Ленобласть. Соглашения уже подписаны, но пока не фигурируют в федеральном бюджете.

Комментируя принятие бюджета-2021 в первом чтении, председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин («Единая Россия») заметил, что документ - очень сбалансированный и сформирован с учетом особенностей текущей ситуации.

«Прошедший год был нестандартным. Только весной из средств региона было выделено три миллиарда на все мероприятия, связанные с медициной, коронавирусом, помощью людям, предпринимателям. Но итог года такой, что мы выполним все программы, все наши экономические, финансовые прогнозные показатели. Никто не может сегодня предсказать ситуацию с пандемией. Я считаю, что Ленинградская область в этих условиях сделала очень хороший расчет. И самое главное, чем мы можем похвастаться - мы не снизили расходы ни по одному направлению нашей работы», - подчеркнул он.

По словам спикера, увеличение дефицита - явление временное: впереди уточнение федеральных поступлений и налоговой базы. «Цифры 149 млрд доходов, 162 млрд расходов - то, что мы гарантированно имеем, чтобы полностью выполнить основные обязательства. Кроме того, есть хороший резерв в виде заключенных инвестиционных соглашений, а реализация любого проекта - это дополнительные налоги, доходы в бюджет. Самая главная оценка - результаты работы области. И в нынешнем, тяжелейшем году они были отмечены всеми: и на уровне правительства, и на уровне президента», - уверен Сергей Бебенин.

Добавим, что второе чтение бюджета-2021 состоится 7 декабря, а заключительное заседание областного парламента, на котором бюджет будет принят окончательно, планируется провести 14 декабря. Хотя, по опыту прошлых лет, законодатели могут завершить работу над документом раньше, чтобы дать возможность уже до конца года профинансировать местные бюджеты и провести необходимые конкурсные процедуры.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области