среда, 20 января 2021
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Решение вопросов местного значения должно быть эффективным

12 ноября 2020

Для этого возникла необходимость в совершенствовании федерального законодательства в сфере разграничения полномочий органов местного самоуправления по решению вопроса местного значения в части осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения. Соответствующий федеральный законопроект 12 ноября рассмотрели депутаты парламента Ленобласти и решили направить его в Государственную Думу РФ.

Напомним, что 27 мая этого года законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации» был принят за основу и отправлен на доработку рабочей группе, в состав которой вошли депутаты от профильной постоянной комиссии по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Ильдар Гилязов и Сергей Коняев (оба - «Единая Россия»), а также представители от Леноблкомимущества и Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области». С учетом всех замечаний и предложений законопроект был доработан и представлен для его поддержки на пленарном заседании ЗакСа и направления в Госдуму РФ в качестве законодательной инициативы.

Законопроектом предлагается предоставить право субъектам РФ путем принятия законов закреплять часть вопроса местного значения (осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения), отнесенного федеральным законодательством к вопросам местного значения городского поселения, за муниципальным районом.

В соответствии с действующим федеральным законодательством муниципальный земельный контроль в границах городских поселений осуществляется органами местного самоуправления таких поселений.

Вместе с тем в Ленинградской области сложилась ситуация, при которой вопрос местного значения в части осуществления муниципального земельного контроля на территории поселения наиболее эффективно решается органами местного самоуправления муниципальных районов.

И на это есть ряд причин. В отдельных городских поселениях в Ленобласти отсутствуют необходимые организационные, кадровые и финансовые ресурсы для осуществления муниципального земельного контроля. На деятельность администраций городских поселений поступают жалобы из надзорных органов.

Так, по информации, поступившей в Правительство Ленинградской области из Управления Росреестра по Ленобласти, за первое полугодие 2020 года значительно снизились показатели (на 15,6%) по количеству материалов муниципального земельного контроля, поступивших из органов местного самоуправления, относительно аналогичного периода 2019 года. Имеются существенные замечания к качеству представляемых материалов муниципального земельного контроля, не позволяющих надзорному органу возбуждать административные дела и привлекать к ответственности нарушителей земельного законодательства. Отдельными городскими поселениями функции по муниципальному земельному контролю в полном объеме не осуществляются. По мнению Управления Росреестра по Ленобласти, низкая эффективность муниципального земельного контроля, осуществляемого органами МСУ городских поселений, обусловлена, в том числе отсутствием необходимой материально-технической базы, недостаточным оснащением высокоточным геодезическим оборудованием и измерительными приборами, непосредственно влияющими на точность установления границ земельных участков, на которых допущены нарушения.

При этом указанные городские поселения не заключают и соглашения о передаче таких полномочий муниципальным районам, которые более эффективно их осуществляют.

А при отсутствии соглашения субъект РФ не обладает законодательными механизмами, позволяющими повлиять на эту ситуацию.

Поэтому для более эффективного решения указанного вопроса местного значения разработчики предлагают предоставить субъектам РФ право своими законами закреплять за органами МСУ муниципальных районов осуществление муниципального земельного контроля в границах городского поселения. Однако в случае одобрения концепции предложенных изменений аналогичный механизм правового регулирования возможно распространить и в отношении иных вопросов местного значения городских поселений.

Принятие законопроекта, считают разработчики, позволит учесть специфику развития органов местного самоуправления в конкретных субъектах РФ и избежать негативных тенденций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Ольга Матвеева, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области