вторник, 31 марта 2020
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Законопроект о наставничестве обсудили за «круглым столом»

10 октября 2019

10 октября в областном парламенте под председательством депутата Александра Русских («Единая Россия») состоялось заседание «круглого стола» по обсуждению проекта областного закона "Об общественных наставниках несовершеннолетних в Ленинградской области", подготовленного ранее депутатом Валерией Коваленко («Справедливая Россия»). Документ был внесен ею на рассмотрение в первом чтении, но пока получил отрицательное заключение губернатора и рекомендацию существенно его доработать.

В работе «круглого стола» помимо двух депутатов приняли участие представители областной прокуратуры, Комитета общего и профессионального образования и Комитета по молодежной политике, а также сотрудники аппарата уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области.

Валерия Коваленко, говоря об актуальности разрабатываемого законопроекта, напомнила, что еще в 2018 году в администрации Президента РФ заявили о возрождении в стране системы наставничества, существовавшей во времена СССР -  конечно, в обновленной форме. Если советские наставники помогали поддерживать производственную дисциплину и бороться с «текучкой кадров» на предприятиях, то новые российские наставники должны будут передавать молодым людям свои знания и опыт, и, что особенно важно, жизненные ценности. «Ведь знания - не главная часть наставничества, их можно найти и в Интернете, главное - живое общение и жизненный опыт, который не почерпнешь из учебников», - отметила депутат Коваленко.

Валерия Коваленко рассказала собравшимся и о том, как в Ленинградской области уже запустили проект «Наставник 47», причем одним из первых наставников для молодежи в нем стал депутат областного парламента, экс-капитан ФК «Зенит» Алексей Игонин («Единая Россия»). А, например, в Ульяновской области, говорилось на «круглом столе», пошли по другому пути, законодательно на региональном уровне закрепив понятие «педагог-наставник». Учителя такой категории будут получать денежную выплату.

Однако в ходе обсуждения проекта закона Ленинградской области эксперты пришли к выводу, что законодательно прописывать оплату за наставничество  - это тупиковый путь. «Деньги могут погубить идею!» - отметили собравшиеся. Такой деятельностью должны заниматься не те, кто хочет на этом заработать, а энтузиасты, желающие передать накопленный опыт и «заразить личным примером» сегодняшних школьников. Причем особый упор в этой программе участники «круглого стола» посчитали нужным сделать на «трудных подростках», и, возможно, выпускниках детских домов. Самое сложное, как полагают эксперты, будет найти заинтересованных «старших товарищей», наставников, но если их будет на первом этапе хотя бы несколько в каждом районе, то «дело сдвинется» и закон даст практический результат.

Решено было после того, как первая редакция закона будет совместными усилиями подготовлена и претворена в жизнь, вернуться к работе над документом - возможно, уже через год-два после принятия в него понадобится вносить существенные коррективы, которые продиктует практика работы наставников на местах.  На ближайшем заседании профильной постоянной комиссии областного парламента по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи разработчики рекомендуют продлить срок рассмотрения законопроекта в первом чтении до конца ноября. До этого они аккумулируют предложения всех заинтересованных ведомств и по возможности учтут их.

Елена Гариб, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области