понедельник, 26 августа 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Возможна ли аренда старинных усадеб за 1 рубль в год?

01 июля 2019

1 июля на заседании постоянной комиссии по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи депутаты единогласно поддержали проект обращения к Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко по вопросу об установлении льготной арендной платы в отношении неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к собственности Ленинградской области. С инициативой выступил депутат Олег Зеваков («Единая Россия»).

Депутат отмечает, что государство предпринимает активные шаги по приведению в надлежащее состояние объектов культурного наследия, памятников истории и культуры. Федеральным законом установлен механизм предоставления льгот физическим или юридическим лицам при передаче им в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.              

В частности, для неиспользуемых объектов культурного наследия, относящихся к региональной собственности, предусмотрена возможность установления льготной арендной платы в порядке, определенном региональным законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Но порядок установления льготной арендной платы при передаче в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, относящихся к собственности Ленинградской области, не принят.

Как сказано в проекте обращения, в большинстве случаев, регионами применяется порядок предоставления неиспользуемого объекта культурного наследия в аренду на срок до 49 лет по результатам проведения аукциона, который предусматривает начальный размер арендной платы в сумме один рубль в год за один объект культурного наследия. При этом прописано обязательство арендатора о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в срок, не превышающий семи лет со дня передачи объекта культурного наследия в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации - не превышающий двух лет со дня передачи его в аренду. Например, такая практика есть в Забайкальском крае, Воронежской области, Ивановской области, Саратовской области, Республике Татарстан.

Встречаются и другие варианты предоставления неиспользуемого объекта культурного наследия в аренду, в том числе по результатам проведения аукциона с начальным размером арендной платы. Он устанавливается на основании отчета о рыночной оценке, подготовленного независимым оценщиком. Сумма оплачивается до дня выполнения арендатором работ по сохранению объекта культурного наследия, но не более семи лет, и в размере одного рубля за один квадратный метр площади объекта культурного наследия в год со дня выполнения указанных работ до истечения 49-летнего срока действия договора. Таким образом закон работает в Москве и Санкт-Петербурге.

Депутаты намерены обратиться к губернатору с просьбой поручить Правительству области обеспечить разработку порядка установления льготной арендной платы и ее размеров при передаче в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, на территории Ленинградской области, с учетом положительного опыта других регионов.

Инициатива депутата Зевакова вызвала длительное обсуждение на заседании постоянной комиссии. Депутат Владимир Цой («Единая Россия»), возглавляющий Выборгский музей-заповедник и активно занимающийся вопросами реставрации исторических объектов в  регионе, отметил, что пока из-за несовершенства системы арендаторы порой вынуждены платить «полную ставку» за исторический объект даже тогда, когда на нем уже ведется полноценная реставрация в соответствии с утвержденным проектом.

Депутаты выразили надежду, что установление порядка установления льготной арендной платы сдвинет ситуацию с реставрацией старинных усадеб и других исторических зданий в Ленобласти, и поможет их возрождению.

Елена Гариб, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области