воскресенье, 17 февраля 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Депутаты против того, чтобы делить пассажиров на «городских» и «областных»

07 февраля 2019

7 февраля на внеочередном заседании постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания под председательством Андрея Лебедева (ЛДПР) депутаты обсудили сложную ситуацию, которая складывается в связи с попытками петербургского комитета по транспорту в одностороннем порядке оптимизировать межрегиональные пассажирские автобусные перевозки, аннулируя убыточные маршруты или  сокращая их протяженность.

Вопрос вынес на обсуждение депутат Александр Матвеев («Единая Россия»), представляющий самый густонаселенный из граничащих с мегаполисом, Всеволожский район. По его словам, 18 января 2019 года Председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александр Головин направил в профильный комитет областного правительства список из 38 межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, которые город предлагал сделать короче или упразднить. В настоящее время эти маршруты обслуживаются областными перевозчиками. Маршруты, которые осуществляли городские перевозчики, пока не сократили.

На примере Всеволожского района Александр Матвеев пояснил: маршруты по «Дороге жизни» городские чиновники предложили урезать, чтобы они ходили не до метро «Ладожская», как сейчас, а лишь до Ржевки, где пассажиры должны будут пересесть на трамвай. Маршруты по Колтушскому шоссе, например, 531-й, было предложено убрать вообще. «Город Всеволожск вообще-то разделяет железнодорожный переезд. И из 80 тысяч населения большая часть вообще не смогла бы добраться до Петербурга. И также по другим районам области», - уверенно заявил депутат Матвеев.

На заседание комиссии по такому остросоциальному вопросу, пришли не только депутаты-члены комиссии и приглашенные - представители профильного комитета и компаний перевозчиков, но и многие депутаты, обеспокоенные возможным ухудшением транспортного сообщения и не являющиеся членами комиссии: Николай Пустотин, Марина Левченко, Татьяна Бездетко, Сергей Коняев, Иван Хабаров (все - «Единая Россия») и руководитель фракции КПРФ Регина Илларионова.

Собравшимся дал пояснения начальник Управления Ленинградской области по транспорту Павел Постовалов. По его словам, тревожные тенденции появились еще в октябре прошлого года: тогда городской комитет по транспорту сообщил областным коллегам, что хочет отменить 68 маршрутов из своего реестра, чтобы затем их взяла себе Ленинградская область. Речь идет об экономии бюджетных средств Санкт-Петербурга примерно в 1,5 млрд рублей, ведь в Петербурге все маршруты субсидируются. Но тогда предложение было областью отвергнуто - перевозчики были не готовы взять на себя эти маршруты «без денег». Теперь же, в январе, город предложил области закрыть или сократить уже областные маршруты, причем самые нужные и востребованные: из Кудрово, Гатчины и т.д.

Так, например, маршрут №100 из Гатчины предлагали упразднить, а №18 оттуда же переориентировать на Пушкин. Городские чиновники ссылались на то, что убыточные маршруты, от которых они хотят отказаться, перевозят в основном областных жителей, которые направляются в Петербург. «Значит они ваши, а не наши», - процитировал коллег чиновник.

«Полагаю, что это был непродуманный шаг, и когда тема начала обсуждаться в прессе, город осознал свою ошибку, и буквально сегодня стало известно, что они пересмотрят свое предложение», - сообщил Павел Постовалов. Однако и он, и другие выступающие не исключили, что тревожащая многих тема вновь станет актуальна не далее как в сентябре, когда в Петербурге пройдут губернаторские выборы. Так что оптимизация транспортной сети скорее всего случится - просто позже и уже в другом виде.

В этой связи депутаты областного парламента задали специалистам немало вопросов, касающихся отдельных районов и аспектов проблемы. Так Иван Хабаров напомнил, что ежегодно в летний период в Ленинградскую область на садовые участки, на природу, в летние лагеря отправляются отдыхать миллионы петербуржцев. А областные жители, работая в Петербурге, приносят городу доходы в виде налогов, совершая там покупки, посещая театры и музеи и т.д. И разделить пассажиропоток на «своих» и «чужих», как пытается это сделать городской комитет по транспорту, невозможно. Областные депутаты высказались резко против такого подхода в принципе.

Вице-спикер Николай Пустотин («Единая Россия») выразил сомнения относительно того, что маршруты в 60-километровой зоне вокруг Санкт-Петербурга настолько убыточны, как это хочет показать городской комитет по транспорту и перевозчики. «Области необходимо продолжать выстраивать свою логистику в интересах жителей», - сказал Николай Пустотин.

Регион, как говорилось на заседании комиссии, уже идет по этому пути, объединяя в лоты для перевозчиков убыточные и доходные маршруты, тогда как в Петербурге все маршруты дотируются. Также на заседании комиссии описывали случаи, когда городской комитет по транспорту в одностороннем порядке менял маршрут автобуса по территории области, не согласовывая это с нашим регионом.

Отдельной трудностью было названо длительное согласование новых маршрутов общественного транспорта в строящихся микрорайонах, куда уже заселяются жители - люди из-за чиновничьих проволочек месяцами ждут появления таких маршрутов. Хотя перевозчики готовы возить новоселов, они не могут этого сделать без согласования с городом, которое идет по полгода и дольше.

«Нет маршрута - деревня умирает. А ходит транспорт - и деревня живет. А думать только о прибыли, когда речь идет о людях, нельзя, - высказался председатель постоянной комиссии Андрей Лебедев, обращаясь к коллегам. - Наша задача - обеспечение качества жизни людей. Транспорт дотируется именно потому, что несет социальную функцию. Я категорически не согласен с позицией: маршрут нужно закрыть, если он экономически невыгоден. Для нас все граждане и жители равны - что города, что области - все ездят туда-сюда, и неважно, кто из них, где прописан. Тем более что, например, в нашем Кудрово, 80% жителей - петербуржцы».

Члены комиссии, приняв информацию к сведению, поддержали позицию областного комитета -не соглашаться с сокращением пригородных маршрутов. Непростую ситуацию в сфере межрегиональных регулярных пассажирских перевозок депутаты наметили обсудить с коллегами из комиссии по промышленности, экономики и предпринимательству парламента Петербурга, которая занимается транспортными вопросами. Депутат Надежда Белова предложила запросить у специалистов конкретную информацию о том, какие новостройки не успевают обеспечивать общественным транспортом.

А депутат Марина Левченко попросила вынести острый вопрос на ближайшую встречу с депутатами Госдумы, чтобы коллеги из нижней палаты парламента тоже подумали - как с помощью изменения федерального законодательства можно отрегулировать неукоснительное соблюдение соглашения между регионами об общей транспортной инфраструктуре, чтобы наша агломерация развивалась не в ущерб интересам ее жителей.

Елена Гариб, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области