среда, 19 декабря 2018
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Принят закон о депутатском расследовании

12 ноября 2018

12 ноября в рамках 35-го заседания Законодательного собрания Ленинградской области парламентарии приняли областной закон «О депутатском расследовании Законодательного собрания Ленинградской области».

Законопроект вводит новое правовое регулирование контрольной деятельности Законодательного собрания в форме депутатского расследования, устанавливает предмет депутатского расследования, порядок и формы работы депутатской комиссии и порядок принятия итогового заключения по результатам депутатского расследования.

Напомним, проект областного закона «О депутатском расследовании...» был внесен в областной парламент весной этого года, в июне - принят в первом чтении. Инициатором законопроекта выступил депутат Владимир Петров, соинициаторами - Дмитрий Ворновских, Олег Зеваков, Никита Коваль, Михаил Коломыцев, Алексей Ломов, Вадим Малык, Елена Маханёк, Андрей Шаронов (все - «Единая Россия»), Валерия Коваленко и Александр Перминов  (оба - «Справедливая Россия»).

В ходе второго чтения текст законопроект был в значительной степени переработан, конкретизированы предмет регулирования и основные понятия. Определено, что законом «устанавливаются основания для проведения депутатского расследования <...>, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании».

Под депутатским расследованием, в частности, понимается деятельность специально образованной Законодательным собранием комиссии по расследованию фактов нарушения соблюдения и исполнения законов Ленинградской области при наличии обстоятельств, допускающих (допустивших) причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеющих большую общественную значимость.

Уточнены цели и принципы, а также сроки проведения депутатского расследования (не более 6 месяцев со дня образования комиссии, без возможности продления срока расследования), порядок формирования комиссии и избрания её председателя. С инициативой проведения расследования теперь могут выйти не только депутаты Заксобрания Ленобласти, но и региональные омбудсмены (по правам человека, по правам ребёнка и по защите прав предпринимателей), за исключением периода проведения избирательной кампании по выборам Губернатора или депутатов Заксобрания, когда подобная инициатива не может быть выдвинута.

Появились новые статьи, устанавливающие порядок принятия решения о депрасследовании (такое решение принимается на заседании областного парламента большинством голосов в ходе тайного голосования), а также права рабочих групп, созданных из числа членов комиссии для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а при необходимости - для выезда на место расследуемого комиссией события.

«Работа над законом продолжалась несколько месяцев, была создана рабочая группа, которая очень продуктивно поработала над первоначальным текстом. Расследование даст более широкие возможности, чем депутатский запрос, позволит вникнуть в какую-то проблемную ситуацию, связанную с нарушением регионального законодательства или другими нарушениями, и скрупулезно провести расследование, после чего сделать соответствующие выводы. - прокомментировал один из инициаторов законопроекта Андрей Шаронов («Единая Россия»). - Это, безусловно, сработает на благо жителей. Такая форма деятельности уже применяется в некоторых субъектах. Но как будет реализовываться закон у нас, пока рано говорить. Закон - живая субстанция, возможно, в процессе апробации на практике потребуется его корректировка».

Заметим также, что депутатское расследование ни в коем случае не подменяет собой дознание, предварительное следствие, проводимое правоохранительными органами, или судопроизводство. В законе сказано, что «предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц». Целью данной деятельности является прежде всего сбор объективной информации, которая позволит установить причины сложившейся ситуации и не допустить её повторения в дальнейшем.

По результатам расследования комиссия готовит мотивированное заключение с выводами по расследуемым фактам и обстоятельствам, в котором могут содержаться предложения: о совершенствовании деятельности органов государственной власти Ленинградской области; о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования; о привлечении к дисциплинарной ответственности либо об освобождении от должности должностных лиц; о направлении в правоохранительные органы сведений, содержащих данные, указывающие на признаки административного правонарушения или преступления.

Кроме того, были внесены поправки и в областной закон «О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области» в части установления порядка проведения депутатского расследования как формы парламентской деятельности.

Документ вступит в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области