пятница, 23 августа 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

«Мусорную реформу» в Ленобласти отложили на год: Что дальше? Интервью с депутатом-экологом ЛеноблЗАКСа Николаем Кузьминым Информационный канал "Ижорская Комунна"

15 февраля 2019

 

Ижорская Коммуна продолжает публикацию серии материалов по экологии, которые волнуют всех жителей региона. Мы уже рассказывали о реформе мусорной отрасли в Ленобласти, причем с ее началом планировалось повысить тарифы на вывоз твердых бытовых отходов в 5.5 раз. Но в итоге реформу ввиду её очевидных недостатков было решено отложить. О причинах принятия такого решения и перспективах «мусорной реформы» в Ленинградской области читайте в интервью с председателем постоянной профильной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области Николаем Кузьминым (фракция КПРФ).

Корреспондент Ижорской Коммуны: Николай Алексеевич, добрый день.

Кузьмин Н.А.: Добрый день.

И.К.: Расскажите пожалуйста, почему реформа мусорной отрасли Ленинградской области отложена на год?

Кузьмин: Когда 26 апреля 2018 года прошла конкурсная процедура и определилось, кто будет региональным оператором - это Управляющая компания по работе с отходами в Ленинградской области, мы представляли себе объем работ, и он был очень значительный:

Первое - это понять, что актуально кроме этой схемы территориального планирования, которая сделана в 2016 году. Нам необходимо было проанализировать всех мусорообразователей и со всеми ними региональному оператору заключить договора. Это первая стадия, которая должна была пройти публично, чтобы мы понимали сколько мусора вообще образуется на территории Ленинградской области.

Источник: www.rbc.ru Мусорный атлас мегаполиса: где под Петербургом появятся новые свалки

Это и многоквартирные жилые дома, и частные дома, и все формы организации: гаражные, садоводческие, дачные товарищества. Это и предприятия, организации, в том числе мелкий и средний бизнес. Но по состоянию на декабрь 2018 г. эта работа не сделана.

Второй этап, который региональный оператор определял и говорил, что он должен сделать: это заключить договора со всеми, кто собирает и перевозит мусор. Они выставили на лот и разделили Ленинградскую область сначала на 7, потом на 3 части, и никто из транспортных компаний из-за таких лотов даже не заявился для участия в проведении такого распределения, такого заключения договоров.

И.К.: Слишком крупные лоты?

Кузьмин: Они чересчур крупные. Потому что ни одна транспортная компания не возьмет на себя сразу несколько районов Ленинградской области с плечом перевозки до 300 километров. Поэтому, естественно, условия, которые были предложены региональным оператором тем кто работает на этом рынке, оказались неприемлемыми. Когда мы 18 декабря обсуждали вопрос на нашей постоянной депутатской комиссии по экологии, выяснилось, что ни один полигон (по хранению твердых бытовых отходов (ТБО) - И.К.) из действующих на сегодняшний день не заключил договор с региональным оператором и плюс 18 декабря Государственная Дума РФ приняла закон о том, что для Санкт-Петербурга, Москвы и Севастополя они переносят срок введения 89-го Федерального закона о работе через регионального оператора на 1 января 2022 года.

А сегодняшнее образование мусора, если смотреть по численности населения: Санкт-Петербург - это 5 миллионов человек по 400 кг в год: это 2 млн тонн мусора, который образуется в городе Санкт-Петербург.

И 1 млн. 800 тыс. жителей Ленинградской области плюс частные домовладения, в которые люди приезжают-уезжают - это 710 тыс. тонн мусора в Ленинградской области. И так как 2/3 количества мусора, которые попадают на территорию Ленинградской области неучтенные, то это вообще приводит к полному коллапсу этой реформы.

Поэтому мы вышли с предложением перенести срок внедрения мусорной реформы, установить переходный период и начать реформу с 1 октября 2019 года, учитывая, что с 1 января 2019 года применять закон, когда все на каникулах 2 недели, когда зима, лёд, если не дай Бог надо мусор везти в другое место, что-то должно быть перераспределено... это кучи мусора, которые потом обрастут снегом, и это будет очень многозатратно.

Поэтому наше предложение комиссии было сделать это в октябре-ноябре месяце. Мы вышли на заседание Законодательного собрания Ленинградской области 25 декабря с предложением, чтобы срок старта мусорной реформы был перенесен на 1 октября 2019 года. Но губернатор вышел с встречным предложением определить переходный период до 1 января 2020 года. Мы создаем рабочую группу, и то предложение, которое мы выработали на нашей депутатской комиссии мы всё-таки будем предлагать как пробный вариант опробовать... пока ещё в зимних условиях, октябрь месяц ещё позволяет проехать на полигон, посмотреть как идет сортировка что будет с переработкой и т. д.

За это время определить всё, что касается тарифа с квадратного метра, который предлагают, либо с человека с расчетами, которые общепринятые.

А кубометры, которые берутся с любого юридического лица и частного домовладения, перевести все-таки в расчете на 1 человека - всё равно в конце концов это выражено всё в деньгах.

И определиться, понять, что будет с каждым конкретным тарифом по каждому виду мусорообразования. С его перевозкой, доставкой до полигона. Если будет сортировка и переработка - сколько это составляет, и дальнейшая утилизация - что это такое.

Поэтому для того чтобы определиться, у нас есть ещё один год. Но начать внедрять нововведения в октябре-ноябре месяце. Чтобы к 1 января 2020 года мы бы уже четко вышли с пониманием по всей Ленинградской области, что у нас происходит с этим делом.

А до этого времени оставить все договора, которые на сегодняшний день работали, их пролонгировать, чтобы они работали дальше. Чтобы пока все сборщики-перевозчики мусора работали по старой схеме, по старым тарифам, и тот, кто принимает мусор, тоже работал по тем тарифам, которые были в 2018 году. Возьмем небольшую отсрочку, но сделаем реформу более качественной и понятной населению.

Кто бы как не относился к Советской власти, но в советское время сначала обсуждали с людьми, собирали совещания, партхозактивы, объясняли людям. Дальше доносили до каждого сельского поселения, собирали сельские сходы, и когда убеждали человека, что и как нужно сделать, все - реформа идёт. А не просто собралось небольшое количество пусть даже самых великих людей, и они определяют что будет. Ведь если это касается каждого конкретного человека, и он не понимает, как это будет на самом деле, то реформа не идёт.

Я это предлагал ещё в середине 2018 года, в июле просил принести показать договора: как заключается, что там написано, какие цены, какие тарифы. Мы только в сентябре месяце узнали, что тариф на полигоне, разработанный комитетом по тарифам, региональным оператором и управлением по работе и контролю за отходами правительства Ленобласти, увеличится в 5,5 раз, что неприемлемо и необъяснимо для всех. И когда пытаемся принимать решения таким образом, они непроработанные, не понятные людям, не проходят. Поэтому нужно работать с населением, нужно работать со всеми участниками этого процесса. Кто-то может быть останется неудовлетворенным, но нужно ему разъяснить, почему принимается именно такое решение. А пока мы не разъяснили, этого применять нельзя.

Мы вышли, на мой взгляд, на самое верное решение: отодвинуть на октябрь-ноябрь 2019 года, проработав все, начать пробовать и с января месяца в целом по Ленинградской области приступить к новым условиям работы с отходами.

При этом нужно иметь в виду, что повышать тарифы так резко ни в коем случае нельзя. То, что необходимо, нужно закладывать. Если новые тарифы не будут устраивать тех, кто перерабатывает, захоранивает, утилизирует, нужно смотреть, каким образом компенсировать эти затраты, потому что во вторичном сырье тоже есть своя стоимость. Например отобранные, отсортированные бумага, стекло, металл. Даже те биоотходы, которые могут быть переработаны в компост, они тоже иметь какую-то свою ценность. Поэтому нужно смотреть, что из этого может получиться и не просто сильнее брать деньги, а учитывать, что вторичные ресурсы тоже имеют определенную стоимость. Тогда всё встанет на свои места.

И.К.: - Скажите пожалуйста, губернатор Дрозденко недавно заявил, что Ленинградская область не будет строить мусороперерабатывающие заводы. То есть правильно ли я понимаю, в тарифе, который закладывается в новой реформе, есть все-таки инвестиционная составляющая для организации глубокой переработки мусора?

Кузьмин: - Вообще есть различные технологии переработки мусора. И говорить о том, что не будет перерабатывающих заводов, я такого не слышал. Я слышал, что в Ленинградской области не будет мусоросжигающих заводов.

Но нужно смотреть, что такое сжигание отходов. Это при температуре 600, 700, 800, 900 градусов в атмосферу летят отравляющие вещества, фураны и всё хлоро- и угеродосодержащее. При температуре 1200 градусов и выше выходит только один углекислый газ. Поэтому здесь надо говорить о сжигании либо высокотемпературной переработке, либо других методах переработки отходов в определённых камерах без доступа кислорода и выработки какого-то другого продукта. Это всё возможно, этим пользуются в Европе, в других странах.

Нам нужно поработать так, как нам предложил президент. Он сказал, что нужно построить около 200 перерабатывающих комплексов на территории Российской Федерации и применить самые высокие технологии, которые на сегодняшний день есть в мире. В любой стране - посмотреть, сравнить, понять, сделать свою технологию на основе этого и работать. Когда я встречался с китайской делегацией, они говорят: «Мы когда-то по мусоросжигающим предприятиям имели полное отрицание от местного населения. Когда мы сделали высокотемпературную переработку - в городах чисто, выбросов в атмосферу никаких, к нам наоборот обращаются крупные города, населенные пункты с просьбой в них разместить такое производство. Оно дает тепло и дополнительную электроэнергию, и при этом ни в атмосферу, ни в воду, ни в землю не выбрасывает никаких отравляющих веществ. Если мы разработаем такие технологии и будем их применять, то население будет нас поддерживать. Сделать абсолютно чистое производство, но не в центре города, а на окраине с соблюдением санитарно-защитной зоны. И когда был наш последний выезд, например в Сланцы, когда из окон жилых домов видно свалку, на мой взгляд это нехорошо.

Нужно размещать полигоны, нужно строить мусороперерабатывающие комплексы так, чтобы они были вне зоны жилой застройки города, где проживают люди, где они растят своих детей музыку, где дышат воздухом. Нужно всё-таки такие производства размещаются несколько подальше. Да, это транспортные дополнительные расходы. Но намного важнее здоровье каждого конкретного человека. Потому что в этом случае реально нанесение вреда окружающей среде - в случае каких-то возможных технологических сбоев когда предприятие находится внутри населенного пункта, где живут люди, либо оно находится за пределами - это тоже есть большая разница.

Поэтому нужно делать так, чтобы было удобно людям, чтобы они понимали, что это необходимо, и что это производство абсолютно безопасно для здоровья, для проживания, для людей, которые живут у нас на территории Ленинградской области.

Я думаю, если мы будем так делать, это будет то, что необходимо людям.

Ссылка на видео

27 февраля 2019 Николай Кузьмин в материале "Коммерсанта" о встрече депутатов с губернатором 27 февраля 2019 "Нет освещения, да и дорожное полотно пришло в плачевное состояние": ЗакС обратил внимание на дороги к Сосновому Бору 20 февраля 2019 С Днем защитника Отечества!
15 февраля 2019 «Мусорную реформу» в Ленобласти отложили на год: Что дальше? Интервью с депутатом-экологом ЛеноблЗАКСа Николаем Кузьминым
14 февраля 2019 Николай Кузьмин на праздновании 25-летия "Лесплитинвеста" в Приозерске 13 февраля 2019 Николай Кузьмин отреагировал на "сигнал" экологической общественности Приозерска 31 января 2019 Экоакадемия МАНЭБ готовится к ежегодной конференции 30 января 2019 К решению проблем мусорной отрасли региона может подключиться мировая общественность 27 января 2019 Николай Кузьмин в качестве почётного гостя принял участие в открытии российско-китайского форума 27 декабря 2018 Николай Кузьмин удостоен Почётной грамоты губернатора Ленинградской области