воскресенье, 16 июня 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Николай Пустотин: «У всех депутатов одна общая цель - сделать Ленинградскую область богатым и процветающим регионом»О непростом периоде становления и развития регионального парламентаризма и итогах двадцатипятилетней работы законодателей рассказал вице-спикер Законодательного собрания Ленинградской области, депутат четвертого, пятого и шестого созывов Николай Пустотин

05 апреля 2019

Двадцать пять лет  назад, 20 марта 1994  года,  состоялись выборы депутатов Законодательного   собрания  Ленинградской области первого созыва, которые положили начало качественно новому этапу развития регионального представительного органа государственной власти. Впервые в своей истории Ленинградская область получила право формировать собственную  законодательную  базу.

О непростом периоде становления и развития регионального парламентаризма и итогах двадцатипятилетней работы законодателей рассказал вице-спикер Законодательного собрания Ленинградской области, депутат четвертого, пятого и шестого созывов Николай Пустотин:

- 25-летие - серьезный рубеж в истории областного парламента, которая вместила в себя разные созывы, разные события и даже разные эпохи.

За прошедшие годы депутатам всех созывов удалось немало сделать для того, чтобы в Ленинградской области была создана прочная нормативно-правовая база, которая позволяет регулировать современные экономические отношения, эффективно осуществлять социальную защиту населения.

 

Но началось все, конечно, с создания регионального парламентаризма. С первых дней работы депутатского корпуса был взят курс на комплексный подход к нормотворчеству - правового регулирования требовали все сферы жизни Ленинградской области. В то время я был главой администрации города Пикалево и не понаслышке знаю, в каких тяжелейших условиях приходилось работать и органам местного самоуправления, и депутатскому корпусу первого созыва.  Это был период формирования новой системы органов государственной власти и местного самоуправления во время острого социально-экономического кризиса: невыплата зарплат, пособий, потеря сбережений, закрытие предприятий. Все это, конечно, накладывало отпечаток на законотворческую деятельность. Но, несмотря ни на что, тогда были приняты базовые законы в экономике, социальной политике, государственном строительстве, в том числе, самый главный документ региона - Устав Ленинградской области. Созданная тогда правовая база стала основой для дальнейшего социально-экономического развития региона.

 

- Николай Иванович, не секрет, что конструктивный диалог всех ветвей власти и взаимодействие всех политических сил в регионе является важнейшим условием для продуктивной работы, направленной на повышение эффективности принимаемых законов, создание условий развития промышленности и сельского хозяйства, медицины, образования и спорта, науки и культуры. Как на протяжении 25 лет складывалось это сотрудничество?

- Скажу так, что на начальном этапе своей работы у депутатов еще не было опыта в законотворчестве, законы готовила и выносила на рассмотрение парламента исполнительная власть. Поэтому судьба нормативного акта в большей степени зависела от его разработчика и авторитетного мнения депутатов, которые являлись специалистами в той отрасли, которую собирался регулировать закон.

За последние годы ситуация в корне поменялась. Я работаю в парламенте уже третий созыв и со всей ответственностью могу сказать, что с каждым годом законотворческая работа становится все более продуктивной. Это связано с тем, что, хотя и  обновляется каждый следующий созыв почти наполовину, преемственность и традиции законодателей сохраняются, а парламентарии, которые работали и в прошлых созывах, делятся с новичками своим опытом. В этом, шестом, созыве также увеличилось количество законодательных инициатив депутатского корпуса. Так, например, по итогам 2018 года их число превысило 60 процентов по сравнению с исполнительной властью. При этом хочу отметить, что большое количество законопроектов разработано совместно представителями разных фракций. Это говорит о том, что депутаты, работая над законопроектами, исходили из интересов жителей Ленинградской области, а не из каких-либо политических мотивов. Это - один из главных показателей не только качества депутатской работы, но и отношения к своим избирателям и действительной заинтересованности в успешном социально-экономическом развитии нашего региона. При этом не могу не отметить с годами налаженное эффективное взаимодействие депутатского корпуса с исполнительной властью и органами местного самоуправления. Благодаря этой плодотворной совместной работе Ленинградская область по многим показателям входит в число лидеров не только Северо-Западного федерального округа, но и России.

 

- Власти разных уровней научились слышать друг друга?

- Правительство и Законодательное собрание Ленинградской области, по Конституции РФ, - две самостоятельные ветви власти региона. Не секрет, что иногда между ними возникают споры и разногласия. Но надо понимать, что эта самостоятельность не является  взаимоисключающей, ведь, по сути, главная цель у них должна быть одна - работа на благо жителей Ленобласти. Действительно, законодательная и исполнительная ветви власти научились слышать и понимать друг друга, определять приоритеты развития региона, находить компромиссы в решении спорных вопросов. И сегодня они уже не противопоставляются друг другу, а рассматриваются как некий тандем, работающий, еще раз повторюсь, на благо Ленинградской области, на благо ее жителей. Поэтому теперь уже можно говорить о высоком уровне профессионального взаимодействия депутатского корпуса с исполнительной властью. Считаю, что нам удалось достичь исключительного взаимопонимания в законотворческом процессе и понимания того, как дальше развиваться региону.

- Благодаря чему или кому этого удалось достичь?

- Ну, во-первых, за 25 лет работы произошли рост профессионализма избранных депутатов и повышение эффективности законотворчества (депутатским корпусом принято более 2630 законов и свыше 28,5 тысяч постановлений, что позволило набраться опыта в этом процессе). Во-вторых, за четверть века удалось выстроить качественные эффективные взаимоотношения не только с исполнительной властью региона, но и с органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными организациями региона и, конечно, со своими избирателями. Благодаря этому взаимодействию Законодательное собрание стало не только законодательным органом, разрабатывающим и принимающим законы, регулирующие все аспекты развития региона, но и представительным органом, выражающим интересы населения, использующим в своей работе научный и экспертный потенциал Ленинградской области. У нас в парламенте успешно работают такие общественные и консультативные органы, как Совет представительных органов муниципальных образований Ленинградской области, Экспертно-консультативный совет, Молодежный парламент, Консультативный совет предпринимателей. Все они  оказывают нам большую помощь в законотворчестве. В результате этого взаимодействия законы стали более качественными, так сказать, «работающими». А это много значит для успешного развития Ленинградской области. Благодаря законодательной базе и эффективной инвестиционной политике, которую проводила исполнительная власть, некогда дотационный субъект превратился в инвестиционно привлекательный, успешно развивающийся регион-донор. Если в 1998 году бюджет составлял 5 млрд рублей, то сейчас он превышает 120 млрд рублей. Хочу подчеркнуть, что в последние несколько он лет является стабильно социально-направленным. Это значит, что большая часть средств уходит на решение социальных вопросов, от которых как раз и зависят условия жизни и благополучие граждан. Но деньги не могут быть просто так потрачены на эти цели, для этого все равно требуется принятие законов, и, в первую очередь, - областного бюджета на каждый год. Депутаты и областное правительство успешно справляются с этой задачей.

 

- А повлияло ли на процесс законотворчества появление многопартийности?

-  Безусловно, повлияла. С апреля 2002 года, когда областные законодатели утвердили новую редакцию Регламента Заксобрания, в которой предусмотрели возможность образования фракций, в его составе было образовано много различных политических объединений. Некоторые потом либо реорганизовались, либо самораспустились («Диалог», «Общественное согласие», «Ленинградская», «Родина», «Социалистическая единая партия России»).  Но хочу подчеркнуть, что фракция «Единая Россия» с самого начала вошла в состав парламента и продолжает свою активную работу до сих пор, в последние два созыва - в неизменном союзе с фракциями «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР. За 17 лет своей деятельности наша фракция, я считаю, приобрела статус реальной политической силы: в этом созыве в ее состав входит большинство депутатов парламента - 40 человек из 50. Поэтому от позиции фракции, от согласованности в работе и от партийной дисциплины во многом зависит судьба любого нормативно-правового акта, принятого Законодательным собранием, а значит, на нас лежит и огромная ответственность перед нашими избирателями.

-Как изменился состав Законодательного собрания Ленинградской области за эти 25 лет?

- Несмотря на то, что в каждый новый созыв приходит достаточно большое количество депутатов из прошлых созывов, то есть уже опытных, состав парламента все равно качественно меняется. В прошлом созыве мы приняли решение, что на постоянной основе в ЗакСе могут работать не все. На сегодняшний день таких 29 человек. Остальные депутаты работают и получают зарплату в другом месте, в основном в бизнесе. Но, тем не менее, они также активно участвуют в законотворческом процессе, вносят свои, я считаю, важные законодательные инициативы. Я уже говорил, что по итогам 2018 года их число превысило 60 процентов по сравнению с исполнительной властью. Такого никогда не было.

В целом хочу подчеркнуть, что каждый из шести созывов вписал свои яркие страницы в историю Ленинградской области, но каждый из них продолжает традиции, заложенные предшественниками. У нас у всех общая цель - сделать Ленинградскую область богатым и процветающим регионом.

 

Беседовала Ольга Матвеева,

пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области