Отчет о работе Совета представительных органов муниципальных образований Ленинградской области в 2016 году

 

В 2016 году продолжил работу Совет представительных органов муниципальных образований Ленинградской области при Законодательном собрании Ленинградской области (далее – Совет), образованный в целях привлечения к законотворческой деятельности представительных органов местного самоуправления в соответствии с постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 17 октября 2007 года № 742.

Председателем Совета является Председатель Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенин, заместителем председателя – председатель постоянной комиссии по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению Законодательного собрания Ленинградской области Ю.В. Соколов, а после выборов 18 сентября 2016 года в Законодательное собрание Ленинградской области шестого созыва – В.М. Радкевич. В состав Совета входят: Председатель Президиума Ассоциации "Совет муниципальных образований Ленинградской области", глава муниципального образования городского округа Ленинградской области, по два представителя от каждого муниципального района: глава района и один глава муниципального образования поселения, входящего в его состав (на принципах ежегодной ротации).

Сотрудниками сектора осуществлялось организационно-техническое
и информационно-методическое обеспечение деятельности Совета. Для участия в заседаниях Совета приглашались члены Совета, председатели постоянных комиссий Законодательного собрания, руководители фракций, депутаты Законодательного собрания. Приглашения направлялись: исполнительному директору Ассоциации "Совет муниципальных образований Ленинградской области", прокурору Ленинградской области; председателю комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. К работе привлекались главы муниципальных образований Ленинградской области, отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области.

За 2016 год Законодательным собранием в соответствии с годовым планом проведено три заседания Совета (16 февраля, 7 июня и 20 декабря),
из них одно выездное заседание на территории в Северо-Западной дирекции скоростного сообщения – структурном подразделении дирекции скоростного сообщения филиала ОАО "РЖД" (7 июня).

Из 37 членов Совета количество принявших участие в заседаниях Совета – в среднем 28. Так, в феврале приняло участие 30 членов Совета, в июне – 29, в декабре – 25.

За три заседания Совета рассмотрено 11 актуальных вопросов, из них семь проектов областных законов.

В заседаниях Совета приняли участие депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва: С.М. Бебенин, Ю.В. Соколов, С.И. Бутузов, И.Н. Григорьев, О.А. Петров, В.С. Каторгина, Д.В. Ворновских; В.Н. Орлов, Г.В. Куликова, П.А. Лабутин, А.Я. Лебедев, Т.В. Бездетко, Л.М. Пункина, Н.И. Пустотин; депутаты шестого созыва В.М. Радкевич, Н.А. Кузьмин.

В заседаниях Совета приняли участие: исполнительный директор ассоциации "Совет муниципальных образований Ленинградской области" А.А. Бондарь, старший помощник прокурора Ленинградской области по взаимодействию с представительными и исполнительными органами и органами местного самоуправления Ленинградской области Н.Ф. Зайцева; заместитель начальника департамента развития местного самоуправления – начальник отдела координации работы с органами местного самоуправлении А.А. Романцов.

Всего приняло участие в заседаниях Совета в феврале 60 представителей, в июне – 42, в декабре – 47. В среднем принимают участие в работе Совета 50 представителей Ленинградской области.

16 февраля в здании Правительства Ленинградской области состоялось первое заседание Совета в 2016 году. Открывая заседание, Председатель Законодательного собрания С.М. Бебенин представил присутствующих 17 новых членов Совета – глав сельских (городских) поселений муниципальных районов Ленинградской области, избранных в 2016 году в Совет в результате ежегодной ротации.

В работе Совета приняли участие директор центра технологий электронного правительства, заведующий кафедрой управления государственными информационными системами Санкт-Петербургского университета ИТМО А.В. Чугунов; заместитель директора Центра технологий электронного правительства Санкт-Петербургского университета ИТМО Д.Р. Трутнев; начальник отдела информатизации Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича В.С. Елагин.

В повестке дня рассматривались следующие вопросы:

1. О проекте областного закона "Об отходах производства и потребления в Ленинградской области".

2. О проекте областного закона "Об информатизации в Ленинградской области".

3. О проекте Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.

4. О проекте областного закона "О внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях".

По первому вопросу повестки дня выступил заместитель председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Андрей Ермолов, который рассказал членам Совета о разграничении полномочий органов государственной власти Ленинградской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, об основах правового регулирования в этой области.

Членов Совета интересовали вопросы взаимодействия муниципальных образований с региональным оператором, разработки и утверждения территориальной схемы обращения с отходами, тарифы. Глава Гатчинского муниципального района А.И. Ильин предложил Совету представительных органов постоянно держать на контроле работу над законопроектом, тщательно анализировать предложения, поступающие от муниципалитетов.

Совет принял решение включать в повестку дня каждого заседания Совета в 2016 году вопрос об отходах производства и потребления в Ленинградской области.

По второму вопросу повестки дня выступил первый заместитель председателя комитета по связи и информатизации Ленинградской области Сергей Демочко, который рассказал Совету о формировании единого информационного поля, об особенностях прохождения "жизненного цикла": создания, развития, использования и прекращения использования государственных информационных систем Ленинградской области, остановился на вопросах информационной безопасности. Перед членами Совета выступили специалисты Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича и Центра технологий электронного правительства Санкт-Петербургского университета ИТМО, которые познакомили слушателей с экспертными заключениями по данному законопроекту.

Многочисленные вопросы участников заседания касались, в основном, доступности этих информационных систем для муниципалов. В связи с этим Совет отразил в своем решении необходимость проведения обучения для специалистов муниципальных образований, работающих (или планирующих работать) в единой государственной информационной сети.

По третьему вопросу повестки дня выступила заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Виктория Кузнецова, которая познакомила муниципалов с основными направлениями развития региона до 2030 года. Выслушав доклад, члены Совета отметили отсутствие конкретики
в представленном документе. По мнению участников заседания в концепции не просматриваются пути достижения поставленных целей, нет финансового обоснования.

По четвертому вопросу повестки дня выступили старший помощник прокурора Ленинградской области по взаимодействию с представительными
и исполнительными органами и органами местного самоуправления Ленинградской области Н.Ф. Зайцева и председатель постоянной комиссии
по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области О.А. Петров. Совет рекомендовал Правительству Ленинградской области рассмотреть вопрос о создании рабочей группы с целью подготовки методических рекомендаций по разработке правил благоустройства городских и сельских поселений.

На заседании Совета путем открытого голосования были приняты решения по четырем вопросам. Совет рекомендовал органам местного самоуправления сроки направления поправок в Законодательное собрание Ленинградской области по рассматриваемым проектам областных законов.

Очередное выездное заседание Совета прошло 7 июня в Северо-Западной дирекции скоростного сообщения – структурном подразделении дирекции скоростного сообщения филиала ОАО "РЖД". До места проведения заседания участников Совета доставили на специально выделенном для проведения мероприятия скоростном электропоезде "Ласточка". До начала проведения заседания участники осмотрели новейшие ремонтные депо, в которых специалисты "РЖД" обслуживают и производят ремонт суперсовременных скоростных поездов "Сапсан" и "Ласточка".

В повестке дня рассматривались следующие вопросы:

1. Организация пригородного железнодорожного сообщения в Ленинградской области в период 2013-2016 годов и о планах на 2017-2018 годы.

2. О новых транспортно-логистических продуктах.

3. О непроизводственном травматизме на железной дороге. Охрана жизни и здоровья граждан, проживающих на территории Ленинградской области.

Открыл и вел заседание Совета С.М. Бебенин – Председатель Законодательного собрания Ленинградской области.

Организация пригородного сообщения в Ленинградской области и возникающие в этой сфере проблемы стали одной из главных тем обсуждения участников встречи. Как рассказала по первому вопросу повестки дня заместитель начальника департамента транспорта комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области К.А. Кузьмина, в декабре 2015 года впервые был заключен договор между регионом и компанией на осуществление пригородных переводок на три года. Причем Ленинградская область – единственный регион Северо-Запада, в которой пенсионеры пользуются круглогодичным льготным проездом в электричках. Из 107 существующих маршрутов электричек 89 проходят по Ленинградской области. И число курсирующих электропоездов планируется наращивать. Хотя есть и объективные проблемы, решение которых невозможно на региональном уровне: например, длительное простаивание электричек на "запасных путях" в период прохода поездов "Сапсан". Время ожидания составляет около 40 минут, с октября 2015 года расписание стало для многих очень неудобным.

Участники встречи узнали и о том, что помимо уже курсирующих по территории Ленобласти скоростных электричек "Ласточка" в августе 2016 года Северо-Западная пригородная пассажирская компания планирует начать эксплуатацию еще одного вида современных электропоездов – ЭП2Д. До конца года железнодорожный подвижной состав пополнится четырьмя такими поездами.

По вопросу о непроизводственном травматизме на железной дороге выступил заместитель председателя постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленинградской области, заместитель главного инженера Октябрьской железной дороги В.Н. Орлов.

Он отметил необходимость усиления мер воздействия на нарушителей: лиц, отказывающихся пользоваться путепроводом, безответственных родителей, так называемых "зацеперов".

На заседании Совета путем открытого голосования были приняты решения. По первому вопросу повестки дня Совет рекомендовал комитету
по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области подготовить обращение в Законодательное собрание Ленинградской области
о необходимости приоритетности расписания пригородных поездов над скоростными пассажирскими поездами и пассажирскими поездами в дальнем сообщении; постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству рассмотреть вопрос о возможности направления обращения по данному вопросу Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.

По третьему вопросу повестки дня Совет рекомендовал органам местного самоуправления: для более результативного проведения мероприятий по предупреждению случаев травмирования граждан на объектах инфраструктуры содействовать в размещении в средствах массовой информации (местные каналы телевидения и радио, печатные издания) информации о проведении месячников, акций и разъяснении правил нахождения граждан на железнодорожных путях; рассмотреть возможность пересмотра маршрутов движения общественного транспорта, подъезда к железнодорожной инфраструктуре (вокзалы, станции, остановочные пункты) с целью недопущения переходов граждан в несанкционированных местах и направления пассажиропотока к безопасным проходам (переходам в одном уровне, пешеходным мостам/тоннелям); обязать застройщиков вновь возводимых жилых районов, расположенных в непосредственной близости с железной дорогой, предусматривать в проектах строительства обустройство безопасного перехода граждан через железную дорогу (переходы в одном уровне со звуковой сигнализацией, мосты и тоннели).

Октябрьской железной дороге – филиалу ОАО "РЖД" Совет рекомендовал подготовить обращение в Законодательное собрание Ленинградской области о внесении изменений в действующее законодательство в части ответственности родителей за безопасность детей, находящихся без присмотра на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", и размеров штрафных санкций, применяемых к гражданам, нарушившим Правила безопасности при нахождении на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД"; постоянным комиссиям по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству и по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области – рассмотреть вопрос о возможности внесения указанных изменений в федеральное законодательство.

20 декабря в здании Правительства Ленинградской области состоялось третье заседание Совета в 2016 году. Открывая заседание, заместитель Председателя Законодательного собрания Ленинградской области, Н.И. Пустотин, наградил за активное участие в работе Совета представительных органов муниципальных образований Ленинградской области в 2016 году Благодарностью Председателя Законодательного собрания Ленинградской области: В.Э. Кирильчук – главу муниципального образования Мичуринское сельское поселение Приозерского муниципального района; И.А. Сергеева – главу муниципального образования Рябовское городское поселение Тосненского района; Н.Н. Семенова – главу муниципального образования "Город Пикалево" Бокситогорского муниципального района; А.И. Сергеева – главу муниципального образования Кингисеппский муниципальный район.

В повестке дня рассматривались следующие вопросы:

1. Основные подходы к формированию межбюджетных отношений
в рамках подготовки проекта областного бюджета Ленинградской области
на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

2. О проектах областных законов "О внесении изменений в статью 1 областного закона "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области", "О требованиях к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки".

3. О внесении изменений в областной закон от 02.07.2003 № 47-оз
"Об административных правонарушениях" в части расширения перечня административных правонарушений в сфере благоустройства.

4. Этапы реализации федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ
"О внесении изменений в федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Алгоритм взаимодействия управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами с органами местного самоуправления. Об утверждении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

По первому вопросу повестки дня выступили начальник департамента бюджетной политики И.В. Иванова, заместитель начальника департамента комитета финансов Ленинградской области С.С. Козлов и председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Законодательного собрания Ленинградской области Т.В. Бездетко. Докладчики проинформировали членов Совета о порядке предоставления и распределения субсидий, о новациях в этой сфере. Особое внимание было уделено мерам ответственности, которые будут применяться в 2017 году "за недостижение целевых показателей результативности предоставления субсидий" – за неэффективное освоение предоставленных субсидий. Кроме того, членов Совета проинформировали о формировании в регионе самодостаточной доходной базы для осуществления межбюджетных отношений, о сохранении налоговых преференций для предпринимателей.

По второму вопросу выступили начальник сектора методического и правового обеспечения градостроительной деятельности А.Н. Тыщенко, начальник отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области С.В. Хлупин и председатель постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленинградской области А.Я. Лебедев.

Докладчики познакомили собравшихся с изменениями, которые предлагается внести в статью 1 областного закона "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления" и в областной закон "О требованиях к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования
и застройки". Авторы законопроекта и председатель профильной постоянной комиссии А.Я. Лебедев обратились к представителям муниципальных районов с предложением направлять поправки в первый законопроект до 28 декабря 2016 года, во второй – до 1 февраля 2017 года.

По третьему вопросу выступил начальник отдела государственного устройства и административного законодательства правового управления аппарата Законодательного собрания Ленинградской области М.А. Михайлов, который всесторонне проанализировал решения Верховного Суда РФ по данному вопросу, дал исчерпывающие комментарии по этой проблеме, нуждающейся в дополнительном обсуждении. Председатель постоянной комиссии по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области О.А. Петров высказал свою точку зрения – "региональные депутаты работают в рамках федерального законодательства. Мы вынуждены работать в имеющемся правовом поле". На заседании вновь был поднят вопрос об эффективности деятельности административных комиссий. "Мы изучим отчет Контрольно-счетной палаты Ленинградской области о деятельности административных комиссий и сделаем выводы: нужно ли из областного бюджета финансировать неэффективно работающие комиссии. Опыт эффективно работающих административных комиссий мы будем всячески поддерживать, а тратить бюджетные деньги на содержание комиссий – "пустышек" нецелесообразно", – прокомментировал парламентарий.

Совет принял решение рекомендовать постоянной комиссии по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области подготовить и внести на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона "О внесении изменений в областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз "Об административных правонарушениях" в части расширения перечня административных правонарушений в сфере благоустройства.

По четвертому вопросу выступили главный специалист отдела
по организации обращения с отходами управления Ленинградской области
по организации и контролю деятельности по обращению с отходами И.О. Чуркина, начальник отдела регулирования тарифов водоснабжения, водоотведения, утилизации комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Л.Н. Княжеская, председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области Н.А. Кузьмин.

Председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию Николай Кузьмин отметил важность обсуждаемого вопроса, напомнил, что в федеральный законопроект было внесено около 300 поправок Правительством Российской Федерации. В конце 2015 года по просьбе регионов срок вступления закона в силу был перенесен на 1 января 2017 года. В связи с тем, что до сих пор во многих регионах еще не определен региональный оператор, а где-то нет схемы территориального планирования обращения с отходами, было принято решение перенести введение в действие закона на 1 января 2019 года.

Совет принял решение – включать в повестку дня заседания Совета представительных органов муниципальных образований Ленинградской области в течение 2017 года вопрос об отходах производства и потребления.

По результатам проведения заседаний Совета, в соответствии
с решениями Совета представительных органов муниципальных образований Ленинградской области от 16.02.2016 № 1, 3, 4 и от 20.12.2016 № 2 поступили предложения:

от Ассоциации "Совет муниципальных образований Ленинградской области" к проекту областного закона "Об отходах производства и потребления в Ленинградской области";

от Подпорожского муниципального района о дополнительной реализации на территории Подпорожского муниципального района стратегических проектных инициатив "Индустриальное лидерство", "Современный транспортный комплекс" и "Продовольственная безопасность";

от Тихвинского муниципального района об отдельном разделе – компенсации в части затрат по инвестиционным проектам на реконструкцию
и ремонт животноводческих помещений и другой инфраструктуры сельхозпроизводства из областного бюджета для поддержки сельхозпроизводителей Северо-Восточных районов Ленинградской области;

от Волховского муниципального района обращение по вопросу восстановления в областном законе от 02.07.2003 № 47-оз "Об административных правонарушениях" статьи 41, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил благоустройства территорий поселений (с принятием областного закона от 29.12.2015 № 149-оз "О внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях", статья 41 утратила силу). Указанное обращение поддержали советы депутатов Сланцевского, Приозерского, Тихвинского, Гатчинского, Бокситогорского, Подпорожского, Кингисеппского муниципальных районов, Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района, Сосновоборского городского округа;

от Тосненского, Гатчинского, Киришского, Приозерского, Тихвинского муниципальных районов Ленинградской области предложения к проекту областного закона "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области".